"Они придут, и вы будете беззащитны": сын "шпиона" рассказал о методах спецслужб

© Sputnik / Sergey MelkonovСын Олега Бурака во время пикета у здания суда в Риге
Сын Олега Бурака во время пикета у здания суда в Риге - Sputnik Латвия
Подписаться
"Маски-шоу" с инвалидом, пропавшие деньги и окровавленное одеяло: сын пенсионера Олега Бурака, обвиняемого в шпионаже, рассказал шокирующие подробности обыска и задержания своего отца

РИГА, 18 фев — Sputnik, Владимир Дорофеев. Корреспонденту Sputnik удалось поговорить с инвалидом-колясочником Романом Бураком, сыном арестованного по шпионской статье полицейского на пенсии Олега Бурака. Роман раскрыл шокирующие подробности "шпионского задержания" 16 октября прошлого года.

"Это было утро рабочего дня, я лежал у себя дома на кровати в ожидании физиотерапевта и услышал, как щелкнул дверной замок, – рассказывает Роман. - Я подумал, что это отец пришел навестить меня. Папа живет в соседнем подъезде, обычно он приносил мне продукты и помогал во всем, что я не в состоянии сделать сам из-за травмы позвоночника (у меня парализовано практически все тело до груди, включая руки и пальцы). Но ко мне в комнату вошел не он, а вооруженные до зубов люди в масках".

"Маски-шоу" с инвалидом

Как рассказал Роман, их было пять-шесть человек. Они утверждали, что дверь открыл сам Олег Бурак, но отца Роман не видел и сомневается, что тот впустил их к сыну.

"Я сначала подумал, что это розыгрыш, и попросил их представить мне удостоверение. Один из этих людей был без маски, быстро показал мне какое-то удостоверение, которое я даже не успел рассмотреть.

Они начали кричать, мол, твой отец - шпион, и мы его закроем в "Седьмом небе" (как я узнал потом, это следственный изолятор), и сразу же начали обыск, даже не дожидаясь понятых.

Вот представьте, лежите вы на кровати, без чужой помощи встать не можете, и тут появляется группа людей в масках и шарит по всей квартире, только слышно, как открываются дверцы шкафов и вещи падают на пол", - рассказал Роман.

Подозреваемый в шпионаже в пользу РФ Олег Бурак в здании Видземского суда в Риге - Sputnik Латвия
Линдерман: как в Латвии посадить без доказательств и почему Америкс не "кинул" Ушакова

Он посчитал, что, если это действительно официальные лица при исполнении должностных обязанностей, он имеет право зафиксировать их действия, чтобы было понятно, соблюдают ли они процессуальные правила. Когда Роман попытался снять их на камеру мобильного телефона, его тут же отобрали, заодно вспомнили про веб-камеры и забрали всю компьютерную технику.

"За их действиями никто не наблюдал, и они имели все возможности подбросить что угодно или украсть. Да они и украли. После их обыска бесследно пропали деньги на мое лечение с квартиры моего отца, где они также параллельно вели обыск.

Честно говоря, это шок. Для меня, сына полицейского, это просто неприемлемо, что спецслужбы воруют деньги во время обыска. Вы просто знайте, что, когда они придут к вам, вы будете перед ними также беззащитны", - рассказал Роман.

Роман - инвалид. Сейчас ему 32 года, и 14 лет своей жизни он провел в инвалидной коляске, с практически полностью парализованным телом. Когда ему было 19 лет, сразу после окончания школы, он неудачно нырнул, сломал шею, повредил спинной мозг и с тех пор живет жизнью человека, которому без помощи других даже домой с улицы не попасть.

Лечение Романа Бурака – дело непростое. Гарантированного способа просто не существует. Можно принимать участие в экспериментальном лечении, без гарантии, но тоже за деньги. Романа уже лечили в Италии, планировали послать в Россию к доктору Брюховецкому на нашумевшее экспериментальное лечение со стволовыми клетками.

Пикет в защиту Олега Бурака у здания суда в Риге - Sputnik Латвия
Олег Бурак: "Из меня хотят сделать "страшилку" для всех русскоязычных жителей Латвии"

Родные собирали все, что могли, чтобы накопить на лечение, так как поставить Романа на ноги - это была заветная мечта всей семьи. Теперь часть денег пропала. Украсть у инвалида деньги на лечение - что вообще может быть бесстыднее?

"Мне даже с кровати на коляску переместиться не так просто, – рассказывает Роман. – Пока Полиция безопасности тормошила отца в его квартире, я был у себя дома, где они мне также устроили "маски-шоу", рылись в моих вещах вне поля моего зрения, пока я пытался пересесть с кровати на инвалидную коляску. Вы думаете, кто-то из них помог мне? Ага. Держи карман шире!"

Роман отметил, что во время обыска понятых должно быть двое и они должны быть представлены в этом качестве жителям квартиры. Он же видел только одну женщину, да и то в самом конце обыска. Понятая также возмущалась и говорила, что они не имели права начинать обыск до ее прихода.

Пришли, увидели, украли

"Честно говоря, я даже не знаю, как именно отец хранил деньги - частями или в одном месте. Знаю только, какая была общая сумма наличных дома: 30 тысяч евро и 20 тысяч долларов. Деньги отец собирал мне на лечение, время от времени говорил, мол, собрал столько. Причем происхождение этих денег абсолютно прозрачно – часть отложена с пенсии, часть выручена с продажи земельных участков дедушек-бабушек, была здесь и компенсация бабушки как узницы нацистских лагерей.

То, что лежало на счетах в банках, там и лежит. А вот из того, что лежало дома, пропали серьезные суммы: изъято 15 тысяч евро и 12 тысяч долларов, а еще 15 тысяч евро и 8 тысяч долларов растворились без следа.

А чтоб отец не возмущался слишком громко, ему сразу же предъявили обвинение, мол, это деньги за шпионаж в пользу России. Не учли только, что у отца на каждую сумму есть документ, откуда пришли деньги, какая сумма. Если бы на месте отца оказался более мягкий человек, без внутреннего стержня, его бы, может, уже и сломали бы", - уверен Роман.

По его словам, над отцом издевались и в квартире, и в отделении. Почти сутки пенсионера держали в наручниках, допрашивали жестко, вымогая ложное признание: били, выламывали руки, заставляли стоять в наручниках в неудобной позе настолько долго, что допрашиваемый терял сознание.

Сброшенная маска - Sputnik Латвия
Судьба резидента: как "успешный пример интеграции" в Эстонии стал "шпионом"

"После обыска мама нашла на балконе одеяло, все в отцовской крови, – рассказывает Роман. – Я просто не могу описать наши чувства после этой находки".

Обыск в квартире Олега Бурака велся почти целые сутки с 8:00 утра и до 6:15 утра следующего дня. Это, кстати, очередное нарушение.

Шестидесятидвухлетний полицейский-пенсионер страдает гипертонией. Один раз у него уже случался инсульт. Естественно, от такого прецедента у него не на шутку подскочило давление, и пенсионер попросил таблетки.

По его просьбе была вызвана "скорая". Что ему дали медики, неизвестно, но после лекарства он почувствовал себя еще хуже. Когда они привели его в сознание, он еще пошутил, мол, дали "сыворотку правды". Протокол допроса прочитать полностью он не смог, поэтому подписал, что "частично согласен".

Мужчина в наручниках - Sputnik Латвия
Столетний юбилей Латвия отметила размахом репрессий

Пятнадцатого февраля суд принял решение оставить Олега Бурака в тюрьме. Чего они боятся? Того, что пенсионер убежит из страны? Передаст "шпионские сведения" России?

Будем называть вещи своими именами – это не мера пресечения, это мера давления. И если так позволено давить на Олега Бурака, то кто в Латвии может быть уверен, что на него не надавят таким же образом?

"Отец пишет из тюрьмы, что на допросах постоянно звучат угрозы нашей семье. Мол, если он не признается, то лучше пусть семья и на улицу не выходит, – рассказывает Роман. - Мол, меня "оформят" как наркоторговца. Маму побьют на улице. В тюрьме, где его держали, распускали слухи, что, мол, он педофил. Мне такое слышать просто смешно – он человек очень строгих нравов".

Хочу быть достоин отца

Конечно, для инвалида Романа отсутствие отца крайне болезненно. Отец помогал ему с коммунальными счетами, продуктами питания, в элементарных бытовых вопросах, например, выйти из дома на улицу подышать воздухом или отвезти к врачу.

Пикет в защиту Олега Бурака у здания суда в Риге - Sputnik Латвия
В Риге прошел пикет в защиту Олега Бурака

Сейчас, Роману помогают друзья. Вскоре друзья собираются уехать на заработки за рубеж. Перед Романом маячит перспектива остаться на коляске одному.

"Я не сдамся, – говорит Роман. – Хочу быть достойным своего отца, принципиального гражданина и честного человека.

Моего отца наказали за его принципиальность. Он завел дело на коррумпированных расхитителей в структуре МВД, спорил с Центром госязыка. Ему мстят, а шпионом выставляют, чтоб никто не заступался. Играют на русофобии в Балтии.

Топорные методы, которыми это делается, – тоже весьма печальный признак. Я не знаю, кто в нашей Латвии может чувствовать себя в безопасности, в результате применения поправок 2016 года по 85 статье о шпионаже.

Сегодня расправляются с моим отцом, попутно подворовывая деньги на мое лечение и угрожая мне, инвалиду, расправой. А чья очередь наступит завтра? Кого еще объявят ведьмой и что украдут у подозреваемого?"

Лента новостей
0