РИГА, 30 авг — Sputnik. В литовском городе Шальчининкай и прилегающих деревнях ничто не указывает на предстоящие выборы в Сейм Литвы, которые пройдут уже 13 октября. В городе почти нет рекламных щитов. В центре Шальчининкая у главных улиц не удалось найти ни одного столба с объявлениями. У автобусного вокзала виден один рекламный щит, но он арендован на несколько лет вперед.
Недавно министр юстиции и кандидат в Сейм от Партии свободы Эвелина Добровольска пожаловалась в социальных сетях, что в Шальчининкай не смогла найти место для своей предвыборной рекламы. Локальная транспортная компания Šalčininkų autobusų parkas также отказалась размещать ее рекламу на своих автобусах.
"Очень жаль, что в Шальчининкай, которые находятся так близко к Вильнюсу и насчитывают так много жителей, нет мест для рекламы, которая важна не только политикам во время выборов, но и различным компаниям и предприятиям," - написала она.
Добровольска подчеркнула, что эта ситуация не нарушает закон - просто обидно. Она также обратилась к местным жителям с просьбой разрешить разместить рекламный щит на частной территории.
Шальчининкский район - один из двух районов Литвы, где преобладают этнические поляки. Любимая партия в районе – "Избирательная акция поляков Литвы – Союза христианских семей" (ИАПЛ-СХС). Кандидат от партии Ярослав Наркевич недавно выступал на празднике "Лето в Девенишках". Праздники урожая часто становятся ареной для политической агитации:
"Они продвигают своих кандидатов на мероприятиях, и потом складывается впечатление, что фестивали, организованные за счет налогоплательщиков, являются частью предвыборной кампании. Некоторых кандидатов торжественно представляют, дают им слово, в то время как другие остаются как бы невидимыми", – говорит Алиция Шчербайте (Социал-демократическая партия).
Добровольска, отметим, тоже полька, но ее Партии свободы здесь не рады. Жители Шальчининкай признаются, что боятся размещать рекламные плакаты оппозиционных ИАПЛ-СХС партий на своих участках.
Независимый кандидат Беата Петкович, бывшая заместительница мэра района Шальчининкай, которая попала в парламент от ИАПЛ, но в 2022 году покинула партию, призналась, что у нее нет шансов на широкую рекламу:
"С каким трудом я собирала подписи в поддержку своей кандидатуры. Люди боятся. Здесь нет никакой возможности, чтобы кто-то позволил поставить на своей земле вывеску с политической рекламой конкурирующего кандидата. В лучшем случае я повешу где-нибудь свой плакат. Может быть, позволю себе раздать несколько листовок".
Щербайте подтвердила, что в регионе "действительно нет места для рекламы":
"Самоуправление удалило все публичные рекламные щиты, а если и есть какие-то стенды, то они находятся рядом с избирательными участками, где закон запрещает политическую рекламу. ИАПЛ устанавливает свои собственные стенды с рекламой во дворах лояльных им людей. Очень странно, что они живут прямо рядом с главными улицами города. Например, на стене магазина рядом с вокзалом находится рекламный щит. Я видела, что он был установлен работниками муниципальной компании, это они выполнили конструкцию, а во время выборов владелец магазина разрешает размещать там политические плакаты".
По ее словам, Шальчининкский район не допускает здоровой политической конкуренции, здесь нет равных возможностей для честной предвыборной борьбы. Эта практика существует с незапамятных времен. И фактический запрет на агитацию – не единственный метод.
"У администрации города есть другие способы получения дополнительных голосов. Все полезные для системы сотрудники самоуправления и работники "дружественных" компаний регулярно получают повышение и мотивацию. Сейчас эти работники, старосты и социальные работники уже "работают", посещают пожилых людей и учат их, как голосовать за правильного кандидата. В этот раз, как и всегда, все будут обучены, они даже будут знать, как правильно расставить фамилии", – говорит Щербайте.
Процент голосования на дому в районе Шальчининкай составляет почти 20%, тогда как средний показатель по стране — всего 6%.
Заместитель мэра района Шальчининкай Вальдемар Слижевский подчеркивает, что в районе есть доступные публичные информационные стенды:
"Их не так много, но они соответствуют потребностям жителей. Что касается табличек у учреждений, они строго тематические и служат учреждению. В политическом процессе важно согласовывать места для продвижения политиков с частными владельцами. За свою рекламу отвечает каждый кандидат и должен соблюдать правила, установленные Избирательным кодексом и Главной избирательной комиссией (ГИК)".
Представительница ГИК Индре Раманаучене отметила, что рост спроса на наружные рекламные площади с приближением выборов — это естественное явление:
"Известны случаи, когда организаторы политических кампаний заранее резервируют рекламные площади. Избирательный кодекс предусматривает возможность установки рекламных площадей с согласия физического или юридического лица, которое является владельцем здания или другого объекта. Юридическое лицо может дать согласие только за плату, за исключением досок объявлений, где информация обычно публикуется бесплатно. Жители могут разрешить бесплатную рекламу на своей собственности только в том случае, если они не получают никакого дохода от использования этой собственности или от политической рекламы".