РИГА, 26 апр — Sputnik. В Эстонии продолжаются гонения на Эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) из-за того, что она отказывается разрывать связь с Россией.
Министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс 12 апреля предложил признать Русскую православную церковь Московского патриархата (РПЦ МП) террористической организацией. По его словам, это необходимо сделать для того, чтобы впоследствии запретить деятельность РПЦ на территории республики.
"Основываясь на экспертизе МВД и только что дошедшей оценке Полиции безопасности, у меня нет другого выбора, кроме как самому принять меры по разрыву связей между Эстонской православной церковью Московского патриархата и московским патриархом", – сказал он в эфире эстонского телевидения.
В России к данной идее отнеслись критически. Свой комментарий по этому вопросу дала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
"Все признаки душевного нездоровья налицо. Но и с логикой беда: с кем же тогда, по его мнению, будет общаться Папа Римский – с террористами? Лаури подставил Ватикан", – отметила дипломат.
Через четыре дня, 16 апреля, журналисты ERR сообщили о том, что власти Таллина хотят расторгнуть договоры об аренде недвижимости с ЭПЦ МП.
"Город расторгнет договоры и в дальнейшем не будет поддерживать частных лиц, организации и проекты, которые усиливают влияние Российской Федерации", – написано на портале ERR.
На следующий день, 17 апреля, Ляэнеметс попытался успокоить эстонских верующих, заявив, что даже если Таллин признает РПЦ МП террористической организацией, власти не отберут у нынешнего прихода ни одно здание в стране.
"Единственная проблема – это связь с Москвой... Это единственная проблема. Ни одно церковное здание не должно быть изъято, церковные здания должны оставаться у приходов, у приходов должна оставаться возможность исповедовать свою веру, а у людей – возможность осуществлять деятельность", – сказал он.
Еще через день, 18 апреля, глава МВД сообщил, что Эстония не планирует объявлять РПЦ МП террористической организацией.
"Нет, такой позиции нет, никто не хочет объявлять РПЦ террористической организацией", – заверил он на правительственной пресс-конференции.
В то же время Ляэнеметс признал, что правительство республики хочет, чтобы ЭПЦ МП и РПЦ МП разорвали отношения путем исключения второй из устава церкви. По его мнению, данный шаг станет лишь "формальностью по эстонской правовой системе".
"В кабмине рассчитывают, что также будет разорвана связь с РПЦ в каноническом (религиозном) смысле. Наше ожидание состоит в том, чтобы подчинение Москве прекратилось", – сказал министр.
В начале этой недели Ляэнеметс решил вновь выступить с угрозой – 23 апреля он объявил, что государство может ликвидировать православные монастыри, которые откажутся выйти из подчинения РПЦ.
"Государство в какой-то момент вынуждено будет через суд ходатайствовать о принудительном прекращении деятельности. Вопрос может усложниться, но решения, безусловно, можно найти и там", – подчеркнул он.
При этом министр отметил, что приходы должны самостоятельно принять решение о разрыве связей с РПЦ МП.
Вчера, 26 апреля, на данную тему выступил вице-канцлер МВД страны Райво Кюйт, который заявил, что у ЭПЦ есть три варианта развития дальнейших событий. Первый – ЭПЦ сливается с подчиняющейся Константинопольскому патриарху церковью, второй – ЭПЦ создает отдельную православную церковь и третий – эстонские власти ликвидируют ЭПЦ.
При этом Пюхтицкий монастырь уже объявил, что не может выйти из подчинений РПЦ МП из-за ставропигиального статуса.
"Ставропигиальный статус прописан в Уставе монастыря, где сказано, что смена юрисдикции невозможна. Следовательно, монастырь сам не может инициировать отказ от ставропигиального статуса", – подчеркнули в монастыре.
Если правительство республики хочет, чтобы монастырь сменил юрисдикцию, то власти должны самостоятельно обратиться к святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с предложением отмены ставропигиального статуса Пюхтицкой обители.
"Необходимо отметить, что для обители единственно допустимым результатом процесса отмены ставропигии является гарантия правительства Эстонской Республики свободы выбора монастырем юрисдикции и никакого давления в этом вопросе монастырь испытывать не должен", – добавили в обители.