РИГА, 1 апр — Sputnik. Журналисты издания Politico посетили район Словакии, в котором почти никто не голосует на выборах в Европарламент, чтобы выяснить причину этого равнодушия.
В большинстве европейских стран выборы в ЕС привлекают на избирательные участки значительно меньше людей, чем национальные. Но особенно плохо обстоят дела в Словакии: начиная с момента вступления в ЕС в 2004 году, в стране была самая низкая явка на выборы в Европарламент во всем блоке.
Цыганская община Словакии составляет 10% населения страны. Цыгане живут в отдельных кварталах вдали от городских центров, ходят в отдельные школы и сталкиваются с уровнем безработицы, который намного выше, чем среди населения в целом. Согласно результатам исследования 2020 года, проведенного по заказу Европарламента, половина из них безработные. Многие объясняют это дискриминацией и низким уровнем образования.
Согласно данным опроса ЕС за 2016 год, 87% цыганского населения Словакии живут за чертой бедности — этот показатель почти в семь раз выше, чем среди населения страны в целом.
В апреле прошлого года Еврокомиссия подала на власти Словакии в суд за неспособность решить проблему сегрегации в сфере образования: 65% детей цыган в возрасте от 6 до 15 лет посещают школы, где все или большинство учащихся являются цыганами.
Безработный 47-летний Йозеф Фратель живет в квартире со своей девушкой и маленьким сыном. Его день начинается с похода к коммунальной водопроводной трубе, торчащей из закопченной стены его дома. В доме есть электричество, но нет водопровода.
Как и большинство жителей Луника IX, цыганского квартала на окраине второго по величине города Словакии Кошице, он не планирует голосовать на предстоящих европейских выборах, потому что Евросоюз абсолютно ничего не изменил в его жизни. В последний раз он голосовал на каких-либо выборах, "может быть", 20 лет назад.
Сидя за кухонным столом, 47-летняя Мария Хорватова использует фонарик своего телефона для освещения. В ее квартире с тремя спальнями, в которой она живет с шестью детьми и еще четырьмя взрослыми, есть электричество, но лампочка только что перестала работать, временно погрузив тесную кухню во тьму.
Она планирует проголосовать за Петера Поллака, депутата Европарламента от консервативной антиистеблишментской партии OĽaNO. Поллак цыган по происхождению.
Только 137 из 4419 зарегистрированных избирателей в Лунике IX (3,1%) приняли участие в выборах в Европарламент 2019 года.
Жители Луника сталкиваются с повальной безработицей — по данным местных властей, более половины взрослого населения не имеют работы — и с тяжелыми жилищными условиями. Многие живут в ветхом, переполненном жилье, в среднем около дюжины человек на квартиру.
Район спрятан на склоне холма, под огромной открытой свалкой, отделенной от остального города автострадой. У большинства местных жителей нет автомобилей. Чтобы добраться до центра города за продуктами или заняться административной работой, им приходится пользоваться специальным автобусом, отделенным от остального общественного транспорта города.
Когда Хорватова переехала в Луник IX, в 15 лет, не все жители квартала были цыганами. Но после решения муниципального совета Кошице от 1995 года этнические словаки переехали в центр города, в то время как цыгане, живущие в городе, а также неплательщики арендной платы и люди, считающиеся "социально некомпетентными", были вынуждены переехать в Луник IX. Сегодня 99% населения Луника IX составляют цыгане, включая мэра Марселя Шаню.
"Мне не нравится называть это место гетто, но именно таким его сделала эта резолюция", — говорит Шаня.
Явка на всех выборах довольно низкая, за исключением местных муниципальных выборов, на которых жители Луника IX избирают своего мэра.
Жители квартала Луник говорят, что в последние годы они увидели некоторые улучшения, чему способствовал новый мэр, представитель цыганской общины, и неправительственные организации.
Груды мусора, стоявшие раньше перед главным жилым домом и доходившие почти до окон первого этажа, убрали и заменили детской площадкой. Жители чувствуют себя безопаснее благодаря установке уличного освещения и видеонаблюдения. До недавнего времени большинство такси не приезжали в Луник IX. Теперь несколько членов общины стали водителями Bolt.
Многие люди, которые все еще зарегистрированы для голосования в Лунике IX, уехали за границу, что искусственно снижает явку, говорит Шаня. Но этого недостаточно, чтобы объяснить, почему так мало людей приходят на избирательные участки во время выборов в Европарламент.
Поллак, первый цыган в Европарламенте, обещает привлечь в Луник IX европейские деньги. "Я убежден, что это [побудит] даже бедных цыган прийти на выборы", — говорит он.
По словам Шани, Европарламент, может быть, поможет улучшить жизнь ваших детей, а люди хотят улучшений сейчас. Он рассказал, что ему удалось добиться одобрения финансирования ЕС для некоторых проектов, но он столкнулся с административными препятствиями.
К примеру, во время пандемии COVID-19 Луник IX получил от Брюсселя 2,4 миллиона евро на строительство 48 квартир в рамках проекта временного жилья. Но город должен был софинансировать проект. Поскольку во время пандемии стоимость строительства выросла, город не мог себе этого позволить, и контракт был расторгнут.
Рекордные шесть депутатов-цыган были избраны в национальный парламент Словакии в сентябре прошлого года), цыгане по-прежнему недостаточно представлены в политике страны. Большинство кандидатов не посещают цыганские поселения. А когда проблемы цыган поднимаются во время предвыборных кампаний или политиками, это часто носит негативный характер.
В 2019 году премьер-министр Роберт Фицо, тогда находившийся в оппозиции, публично защищал Милана Мазурека, крайне правого депутата, который был осужден за расистские комментарии в адрес цыган.
"Мазурек сказал только то, что думает почти вся нация, — заявил Фицо в соцсетях. — Должны ли мы бояться говорить, что часть цыган злоупотребляет социальной системой?"
Те немногие словацкие политики, которые действительно проявляют интерес к проблемам цыган, оставили после себя историю невыполненных обещаний.
"Когда приближаются выборы, они хотят голосов цыган, — говорит 40-летний строитель Матуш Полок. — Но потом, когда они уже избраны, то забывают о меньшинствах".