РИГА, 28 мар — Sputnik. Латвийские работодатели тратят слишком много денег на оплату больничных листов и страдают из-за нехватки сотрудников, которые слишком долго болеют. Латвийская конфередация работодателей предлагает латвийцам избавиться от привычки брать больничные. Есть ли такая привычка, и откуда она взялась, разбираются эксперты программы "Открытый разговор" на Латвийском радио 4.
Всего в 2022 году работодатели Латвии, которые оплачивают восемь дней больничного, выплатили на эти цели 350 млн евро, в Эстонии, где работодатель оплачивает четыре дня, — 260 млн евро, а в Литве, где работодатель оплачивает два дня, — 70 млн евро. Такая разница снижает конкурентоспособность латвийского бизнеса по сравнению с балтийскими соседями.
Кроме того, работодатели часто сталкиваются с тем, что их сотрудники заболевают после государственных праздников, а также в те моменты, когда сезонная работа становится тяжелой: особенно часто этим страдают водители общественного транспорта и дворники.
Недавно генеральный директор Конфедерации работодателей Латвии Каспарс Горкшс заявил, что в Латвии следует ограничить привычку работников брать больничные. Конфедерация предлагает сократить оплату больничных по эстонскому варианту (первые три дня работник болеет за свой счет, с 4 по 8 больничный лист оплачивает работодатель, а с 9-го – государство), против чего категорически возражает Латвийский союз свободных профсоюзов.
Эксперт по социальной безопасности и здравоохранению Петерис Лейшкалнс говорит, что неоплачиваемые первые три дня "резко меняют" мышление работника.
"В Эстонии был проведен эксперимент: во время COVID-19 ввели вариант, как у нас, а в июле его отменили, вернулись к старой системе. Оказалось, число больничных упало на 30%, что сэкономило около 100 млн. То есть когда работник осознает, что зарплата будет меньше, — то больше думает о целесообразности больничного. Но самое важное, что люди будут больше приходить на работу, давать более высокий ВВП, с которого можно платить более высокие зарплаты, в том числе и госсекторе", — считает он.
Глава Латвийского союза свободных профсоюзов Эгилс Балдзенс возражает: эстонская схема оплаты листов нетрудоспособности хороша, однако ввиду разного налогообложения нельзя вводить систему так слепо, учитывая, что у стран разный процент отчисления в систему здравоохранения.
В свою очередь, семейный врач Евгений Бондин напоминает: если люди будут выходить на работу до того, как выздоровеют, то один человек может заразить весь коллектив, из-за чего эффективность работы на всем предприятии явно снизится.
"Общая тенденция, например по ОРЗ, такова, что чаще всего наши люди стараются, наоборот, не выходить на больничный. И часто задают вопрос: когда я могу выйти на работу, даже будучи больным?
Если мы говорим про спор об отучении людей брать больничные — это не совсем этично с точки зрения здоровья. Уже сейчас, имея оплату больничного со второго дня, люди часто говорят, что им не выгодно болеть, поэтому они приходят на работу невыздоровевшими", — отметил он.
Он отметил, что в каждой практике семейного врача есть свои черный список пациентов, которые "хотят" болеть:
"И врач знает о них и необоснованно не выписывает больничный, если видит, что человек постоянно просит, тогда для нового листа нужна объективная причина. Вернемся к другой вещи: если человек желает болеть, то, возможно, это связано с тем, что он работает больше чем может. На двух-трех работах. Что ничего хорошего не несет".
В некоторых странах практикуется договоренность сторон: работник, не посещая семейного врача, может взять выходной с согласия своего работодателя.
"Это еще одна альтернатива, когда работодатель верит своему работнику. Чаще всего я вижу, что многие не доверяют своим сотрудникам. Например, человек болеет выходные дни и хотел был в понедельник отлежаться – и нам приходится открывать больничный на один или два дня, и он, не до конца выздоровевший, идет на работу", – говорит Бондин.
Еще одна из причин долгих больничных в Латвии – длинные очереди на медицинские обследования.