РИГА, 12 фев — Sputnik. Премьер-министр Латвии Эвика Силиня, комментируя спецрейсы своего предшественника Кришьяниса Кариньша, заявила, что в перемещения главы правительства нужно максимально задействовать возможности airBaltic. Речь шла о регулярных рейсах. Но данные, полученные журналистами, свидетельствуют, что даже чартеры airBaltic, например, тот, которым латвийская хоккейная сборная в прошлом году вернулась с чемпионата мира, на некоторых маршрутах обошлись бы дешевле, чем рейсы делегаций Кариньша, передает LSM
При этом, Госканцелярия уже долгое время не предоставляет информацию о том, как проходил отбор и оценка альтернатив полета.
За последние три года из бюджета Латвии за полеты Кариньша по 18 маршрутам выплачено 613 830 евро. Всего – 32 рейса, большинство из них были туда и обратно, а четыре – в одну сторону. В течение пяти лет было организовано 17 спецрейсов туда и обратно на заседания Евросовета в Брюсселе, в двух случаях – в одном направлении, и, по информации, предоставленной Госканцелярией, затраты составили 750 031 евро, которые были покрыты из бюджета Евросоюза.
В прошлом году, в связи с вопросами депутатов Сейма, Госканцелярия пояснила, что во всех случаях искали альтернативы. Журналисты попросили airBaltic предоставить информацию о предлагаемых ею чартерных рейсах.
Чартерный рейс организуют от двух до пяти дней
Авиакомпания предлагает для чартерных и частных рейсов самолет Airbus A220-300, вмещающий 148 пассажиров. Экипаж состоит из двух пилотов и трех бортпроводников. Менеджер по связям с общественностью компании Аугустс Зилбертс сообщил, что airBaltic необходимо от двух до пяти дней для организации чартерного рейса в пределах Евросоюза.
Первоначально журналисты попросили предоставить смету расходов на спецрейс airBaltic в Брюссель – наиболее частый пункт назначения Кариньша. Представитель авиакомпании рассказал о двух вариантах: около 35 тысяч евро, если самолет ждет на месте около 10 часов, а экипаж тем временем отдыхает в отеле, и около 40 тысяч, если самолету придется ждать 24 часа. Сумма не зависит от количества пассажиров, но в нее не входят аэропортовые сборы и расходы на питание, однако, по словам представителя airBaltic, по сравнению с общей суммой они не значительны. Кроме того, в аэропорту Рига рейсы самолетов страны и спецрейсы освобождены от некоторых сборов.
При расчете стоимости чартера больше всего меняется цена на топливо, которая определяется по фактическим ценам в соответствующем периоде. Представитель airBaltic сообщил, что стоимость топлива составляет около 30% от общих затрат. Так перелет в Брюссель и обратно на данный момент стоит около 10,5 тысячи евро.
Для сравнения стоимости полетов журналисты проанализировали как общедоступные данные по ценам на авиационное топливо в предыдущие годы, собранные на сайте Международной ассоциации воздушного транспорта, так и данные торговцев авиатопливом, работающих в Балтийском регионе, в том числе в Риге, покупающих топливо по биржевым ценам еженедельно или ежемесячно.
В январе этого года цена топлива, по данным агентства Platts, составила 812,16 евро за тонну. В течение 2023 года цены были как выше, так и ниже, но колебания не превышали пятой части этой суммы. Самый большой скачок цен произошел в 2022 году из-за геополитической ситуации, достигнув пика в 1323,4 евро за тонну в июле. А во время пандемии цены были значительно ниже – в 2020 году они снизились в три-четыре раза и в мае упали даже до 178 евро, но в 2021 году они постепенно росли – с 353 до 649 евро. До пандемии 2019 года цены были более чем в полтора раза ниже, чем сейчас, не достигая отметки в 600 евро.
Разница в стоимости рейсов – десятки тысяч
Журналисты сравнили стоимость спецрейсов Кариньша с возможными затратами на спецрейсы национальной авиакомпании в Брюссель, предполагая, что на текущую цену чартеров airBaltic будут влиять только колебания цен на топливо.
Помимо визитов на заседания Евросовета, экс-премьер с делегацией совершили еще два рабочих визита в Брюссель. Часть рейсов, с учетом корректировки расходов airBaltic в зависимости от цен на топливо или с учетом количества дней, проведенных в пункте назначения, обошлась бы по аналогичной или более низкой цене, например, 17-18 февраля 2022 года данный маршрут стоил в 28 050 евро. Но в ряде случаев, с учетом доплат за сборы и питание, стоимость спецрейсов Кариньша была гораздо выше, чем могла обеспечить airBaltic.
Больше всего – 63 910 евро – была оплачено за поездку на заседание Евросовета 15-16 декабря 2022 года, когда, согласно реестру полетного времени, пребывание в Брюсселе длилось чуть больше суток. Тогда среднемесячная цена авиационного топлива составляла 902 евро за тонну – на 11% выше, чем в январе. Соответственно, затраты на топливо airBaltic увеличились бы примерно на тысячу, а полет на самолете Learjet 45XR норвежской авиакомпании Airwing обошелся более чем на 20 тысяч дороже вероятной цены airBaltic.
Плата в 57 500 евро за рейс чешской авиакомпании Smartwings в Брюссель на самолете Citation Sovereign 24-25 марта 2022 года, когда в Брюсселе было проведено два полных дня, намного превышает расходы airBaltic на данный момент, и они не увеличились бы так сильно даже при двойном росте цены на топливо, хотя в то время рост цен только начинался.
За визит в Брюссель 17-18 июля 2023 года из госбюджета было заплачено 49 950 евро. Тогда время пребывания в пункте назначения составляло чуть меньше суток. В то время цена на топливо уже была немного ниже, чем сейчас, поэтому, возможно, рейс airBaltic обошелся бы почти на 10 тысяч дешевле, чем рейс немецкой компании WINDROSE AIR Jetcharter GmbH на самолете Challenger 300/CL30.
Стоимость airBaltic до ближайших пунктов назначения – ниже
В конце января airBaltic по просьбе журналистов подготовила более обширный список расходов на чартерные рейсы для перелета туда и обратно еще по десяти направлениям, включенным в список полетов Кариньша, осуществленным за счет госбюджета. Указана стоимость однодневного перелета:
Варшава – 23 500 евро
Копенгаген – 27 000
Берлин – 29 500
Прага – 32 500
Кишинев – 36 100
Роттердам – 39 000
Любляна – 40 100
Париж – 44 500
Лондон – 45 000
Порто – 70 500.
Тенденция наглядная – большими самолетам Airbus для дальних полетов по стоимости сложнее конкурировать с малогабаритными самолетами, но цены на небольшие расстояния совсем другие. Моделируя текущие цены и исторические колебания цен, затраты airBaltic как минимум эквивалентны расходам на некоторые направления, а на ближайшие – ниже.
Так, 19 января 2022 года делегация Кариньша отправилась в Варшаву, и обошлось это в 26 000 евро – дороже, чем предлагает airBaltic два года спустя, и нет оснований думать, что сборы аэропорта или расходы на питание цену резко увеличат. Но два года назад цена на топливо была на четверть ниже – 604 евро за тонну.
Спецрейс в Копенгаген 30 августа прошлого года стоил 37 400 евро, что более чем на 10 000 дороже, чем сейчас предлагает airBaltic. На тот момент цены на топливо достигли весьма высокой отметки – 1142 евро за тонну, но это не привело бы к такому существенному увеличению затрат. Услугами Smartwings и Citation Sovereign пользовались для полетов как в Копенгаген, так и в Варшаву.
Спецрейс в Берлин совершался трижды разными авиакомпаниями и по очень разным ценам – 10 ноября 2021 года за 27 тысяч евро, 10 февраля 2022 года за 31 470 евро, и 4 сентября 2022 года за 42 600 евро. Последний полет, который состоялся на самолете Learjet 45, предоставленном норвежской компанией Airwing, превышает нынешние затраты airBaltic почти в полтора раза. И в этом случае разница в ценах на топливо сокращает разницу всего на несколько тысяч.
У кого услуги были "по лучшей цене"?
В прошлогодних ответах Госканцелярии на вопросы депутатов Сейма указано, что с туристическими агентствами заключены договоры на организацию деловых поездок, в том числе и на спецрейсы, а канцелярия премьер-министра занимается поиском и оценкой альтернативы в сотрудничестве с ними. По запросу журналистов Госканцелярия предоставила несколько договоров, заключенных за последние годы с тремя компаниями - ООО Averoja, ООО Latvia Tours и ООО Ceļojumu birojs Express Travel.
Условия контрактов в основном касаются авиабилетов на регулярные коммерческие рейсы, а в технической спецификации организации чартеров указано, что стороны должны согласовать их отдельно в письменной форме. В договорах изначально указано, что "данная услуга используется заказчиком редко", но впоследствии такой оговорки больше нет. Соглашения на все случаи Госканцелярия пока не предоставила, они содержат лишь ссылки на ранее предоставленные предложения, но и их оригиналы Госкацелярия не выдала. Журналисты получили только сводку поступивших от турфирм предложений на спецрейсы, которые, по словам представителя Госканцелярии, были переданы в прокуратуру и Госконтроль, и в ней показаны только иностранные компании, которые предлагали услуги малоразмерных самолетов. Следует отметить, что в данной подборке в ряде случаев цены значительно ниже фактически уплаченных сумм.
В договорах Госканцелярии с турфирмами включено требование "наиболее финансово выгодных услуг", и нет никаких оговорок о том, что национальная авиакомпания не может предоставлять услуги чартерных рейсов. Журналисты проконсультировалась с брокерами чартеров, работающими на международном рынке, и их клиентами по поводу спецрейсов премьера, но предоставленные ими оценки на данный момент не позволяют однозначно заявить, что турфирмы предложили все наиболее выгодные варианты из имеющихся на рынке малой авиации. Однако ранее описанные варианты чартерных рейсов airBaltic дают основание полагать, что партнерство с airBaltic могло бы стоить дешевле для госбюджета и бюджета Евросоюза, обеспечив при этом дополнительные доходы своей национальной авиакомпании, которую во время пандемии пришлось активно финансировать из государственных средств.
С ноября Государственная канцелярия даже после неоднократных запросов журналистов не выдала ни одного документа, электронного письма или какой-либо другой фиксированной информации в любой другой форме, которая бы раскрыла, как в канцелярии премьера или других структурных подразделениях Госканцелярии осуществляется поиск, заказ, оценка и принятие решений по альтернативным рейсам.
Конечно, оценивая airBaltic в качестве альтернативы, нельзя обойти вниманием тот факт, что самолеты Airbus большие и производят гораздо больше выбросов CO2, чем небольшие чартерные самолеты. Однако, если бы высшим приоритетом при выборе транспорта для делегаций главы латвийского правительства была забота о климате и выбросах, то количество любых спецрейсов было бы значительно меньше.