РИГА, 9 фев — Sputnik. Подоплеку вопросов о способности или неспособности Бришкенса выполнять обязанности министра сообщения можно описать словами депутата от "Объединенного списка" Дидзиса Шмитса, сказанными как раз перед тем, как спикер парламента Дайга Миериня, представитель Союза зеленых и крестьян, закрыла дебаты и объявила голосование с заранее известным результатом: 39 депутатов поддержали выражение недоверия Бришкенсу, 49 депутатов – против.
Шмитс заявил, что с мыслью о тех вопросах, которые были заданы Бришкенсу, "премьер-министр должна утром просыпаться и вечером засыпать, если мы осознаем, в какой геополитической ситуации оказались. И в такой можно выжить и даже неплохо жить, если все понять и начать действовать. И самая большая проблема отнюдь не скрывается в способности или неспособности Бришкенса руководить министерством. Проблема в том, что я не услышал ни слова о том, что по этим вопросам думает глава кабмина. Бришкенс – это лишь одно явление. Отсутствие интереса и пустая болтовня составляют очень опасный "коктейль Молотова", который легко воспламеняется и горит долго".
С одной стороны, это обычный стиль оппозиции – обвинять коалицию во всех грехах. Но дело в том, что упреки в адрес Бришкенса были конкретные и в его выступлении с трибуны Сейма в ряде случаев остались неопровергнутыми, пишет Арнис Клуйнис в Neatkarīgā.
Rail Baltica пожирает и деньги, и "козлов отпущения "
Если опустить чисто политическую риторику, то остается вопрос о том, откуда правительство этим летом возьмет 200 миллионов евро, чтобы в очередной раз выкупить из долговой ямы госкомпанию airBaltic – выкупить облигации, выпущенные компанией, когда наступит срок их погашения. На это в ходе дебатов указал Айнарс Шлесерс, бывший министр сообщения, а ныне – лидер партии "Латвия на первом месте". Сотни миллионов евро – это большие деньги по меркам Латвии. А дальше речь идет о миллиардах, которые необходимо вложить в уже начатое строительство железнодорожной линии Rail Baltica.
В дебатах в Сейме напомнили, что строительство линии было одобрено с оценкой в 1,98 млрд евро, работы якобы были начаты за 4,5 млрд, сейчас признанная стоимость достигла 8,5 млрд, а к концу строительства, если оно наступит, ожидается 15 млрд евро. Это уже зависит от того, что в конечном итоге будет называться Rail Baltica. Допуская такие трансформации стоимости проекта, какая-либо конкретизация затрат на продолжение строительства в обозримом будущем весьма условна.
Тем не менее можно ожидать, что правительству Эвики Силини, если оно просуществует до установленного Конституцией срока, придется найти на два миллиарда евро больше, чем Евросоюз и Латвия хотя бы теоретически зарезервировали на строительство. Сможет ли тандем Силини и Бришкенса убедить власти ЕС предоставить Латвии такие деньги в дополнение к уже запланированным для Rail Baltica и тем программам поддержки, без которых аппарат госуправления уже не мыслит свое существование? Было бы неплохо.
Если же выяснится, что этого не произойдет, вполне вероятно, что правящая коалиция сделает Бришкенса "козлом отпущения" и выгонит его. Такими соображениями Шлесерс обосновал свое решение не голосовать за выражение недоверия Бришкенсу, хотя оно и противоречит стилю оппозиционных партий объединиться против правящей коалиции.
Игры оппозиции и коалиции
В случае с Бришкенсом оппозиции было трудно выступить единым фронтом – нашлось достаточно поводов и для взаимных обвинений. Наиболее компетентным человеком надо бы признать главного представителя оппозиции Яниса Витенбергса из Национального объединения, предшественника Бришкенса на посту министра, но их общий предшественник Шлесерс не постеснялся напомнить об участии Нацблока в предыдущих правительствах, а также о том, что нынешняя ситуация с Rail Baltica, airBaltic, пассажирским перевозками и почтой является результатом их бездействия или даже злонамеренных действий.
Долгожитель Сейма (три или четыре раза изгнанный из партии, от которой баллотировался в Сейм и недавно вновь исключенный из Нацблока) Александр Кирштейнс началом печальной истории назвал 2011 год – именно тогдашние события дали возможность Бришкенсу появиться на политической сцене. На его взгляд, это был "поворотный момент, после которого начался развал". Между 2011 годом и нынешним поступлением бракованных поездов Škoda действительно существует прямая связь. На фоне других бед это не главная проблема, но все доставляет сложности как Бришкенсу, так и всему правительству.
Янис Витенбергс перешел в Нацблок, видя, как, по словам Шлесерса, "Юрашс с Бордансом и представителями БПБК в Минсообщения разрушили отрасль" при поддержке Нацблока. "Четыре года вы рушили порты, и чем это закончилось? Не будет ведь никакой портовой реформы", - сказал он. По поводу "представителей БПБК" в Минсообщения Шлесерс объяснил, что "был такой министр Талис Линкайтис, который мог продвигать вопросы только в том случае, если это было санкционировано представителем БПБК Юрашcoм, его советником, который сидел рядом на всех встречах". Юрис Юрашс, построивший политическую карьеру из Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, теперь дискредитирован как политически из-за провала Консервативной партии на парламентских выборах, так и юридически, поскольку его судили за нарушения субординации в спецслужбах, широкой общественности непонятные.
Талиса Линкайтиса, выбранного исполнителем воли "Консервативных" в Минсообщения, вчера вспоминали так часто, что депутатам самим смешно стало – было непонятно, речь об отставке Бришкенса или Линкайтиса. Горькое наследство, оставленное им в Минсообщения и отрасли, обсуждалось и во время второго правительства Кришьяниса Кариньша, - Эдгарс Таварс из "Объединенного списка" вчера рассказал, что Кариньш задал ему вопрос: "Вот ты, Эдгарс, как думаешь – Линкайтис был дураком или вором?" Такой рассказ можно воспринять как благосклонность оппозиционера к партии Кариньша и Силини или непосредственно к ним лично, поскольку напоминает о том, что Кариньш в то время был назначен премьер-министром от партии с наименьшим числом голосов в Сейме, как и в коалиции, именно для того, чтобы ему пришлось соглашаться на махинации больших фракций.
Что, кроме достаточного числа депутатов, может предложить коалиция для решения проблем?
Откровения депутатов укрепили доверие к заявлению Бришкенса о том, что он знал, какие обязанности берет на себя. Он знал, "что у железной дороги огромная финансовая дыра как горький осадок многолетней зависимости от российских грузов", он знал "о многолетней политической халатности в отношении Rail Baltica", он знал "о крайне невыгодных контрактах, подписанных Линкайтисом с автобусными перевозчиками". Он знал, что Витенбергс для исправления положения ничего не сделал, а он взялся за работу. Среди прочего - "будем искать новые англоязычные грузы для соединения Западной Европы, Северной Европы, Северной Америки с Каспийским регионом, Кавказским регионом, Средней Азией и Дальним Востоком". "А Вы как до Кавказа доберетесь? На airBaltic?" - спросил Шлесерс.
После голосования журналисты спросили у Бришкенса, что, кроме достаточного для голосования количества депутатов, правительство Силини готово дать для решения перечисленных проблем. Ответ был обтекаемый – он может сотрудничать с любым действующим министром, включая министра финансов. Теперь времена другие – это не тот случай, когда Минфин официально может ничего не знать об увеличении расходов Rail Baltica. Готовится новый закон об управлении строительством Rail Baltica, в котором будут усилены обязательства различных госучреждений. Все просьбы Евросоюзу о деньгах из фондов развития транспортной и военной инфраструктуры также поданы.