https://lv.sputniknews.ru/20231215/v-rail-baltica-zreet-chernaya-dyra-v-kotoroy-ischeznut-i-dengi-i-informatsiya-26797176.html
В Rail Baltica зреет "черная дыра", в которой исчезнут и деньги, и информация
В Rail Baltica зреет "черная дыра", в которой исчезнут и деньги, и информация
Sputnik Латвия
Железнодорожную магистраль Rail Baltica обсуждают уже 10 лет, но даже сейчас непонятно, пройдет ли дорога через Ригу и во сколько в итоге обойдется проект 15.12.2023, Sputnik Латвия
2023-12-15T14:21+0200
2023-12-15T14:21+0200
2023-12-15T14:33+0200
новости экономики латвии
rail baltica
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e4/0b/17/14726414_0:107:2048:1259_1920x0_80_0_0_f3b6300f5a6e93e82433c8f55b784a0d.jpg
РИГА, 15 дек — Sputnik. Чуть ли не еженедельно всплывают новые неприятные факты о Rail Baltica – как об оплошностях в планировании и проблемах со строительством, так и о совершенно грандиозных затратах, стоимость проекта уже оценивают в 8 миллиардов евро. Зато на сайте проекта любой читатель может ознакомиться с бодрящими новостями о том, насколько современной, электрифицированной, безопасной, экологически безвредной будет железная дорога между Вильнюсом, Ригой и Таллином, пишет Марис Краутманис в Neatkarīgā. Даже если бы эта железная дорога была готова сегодня, скорость 246 км/ч для пассажиров и 120 км/ч для грузов была бы уже позавчерашним днем – в мире это уже не считается скоростным поездом. Во Франции скоростной поезд TGV с 2007 года курсирует со скоростью 574 км/ч. В Китае скоростные поезда ходят со скоростью 400 км/ч, более 300 км/ч – в Испании, Германии, Италии, Японии, а также в Марокко. С другой стороны, даже 246 км/ч для нас была бы неплохой скоростью. Тогда люди могли бы с комфортом добраться в Таллин, Вильнюс и далее в европейские страны. Но на самом деле картина мрачная. Становится все более очевидным, что пока совершенно ничего не ясно – неизвестно даже, пойдет ли железная дорога до Рижского вокзала и аэропорта, как планировалось изначально. Может, остановка будет в Саласпилсе или Скулте? Правда, министр сообщения Каспарс Бришкенс пообещал – он добьется, чтобы Rail Baltica проходила через Ригу. Но недавно выявилось непонимание и нежелание сотрудничать между различными министерствами, предприятиями и ответственными учреждениями в управлении проектом. Чиновники спорят о том, кто виноват, пытаются "катить все бочки" на соперников. Вопрос – о стоимости, которая первоначально составляла 1,9 млрд евро, а теперь стало понятно, что этого не хватит. С той поры, когда началась работа над проектом, нынешний министр финансов Арвилс Ашераденс занимал различные должности – он был депутатом Сейма, министром экономики, парламентским секретарем министерства финансов. Тем не менее он утверждает, что был весьма далек от проекта. Янис Витенбергс, будучи министром сообщения, первым набрался смелости и рассказал Минфину, что 1,9 млрд евро будет недостаточно. В протоколах заседаний правительства за 2017 год ни слова нет о том, что проект обойдется дороже. Проект был "оторван" от работы правительства. До того, как стать министром сообщения, Каспарс Бришкенс занимал место члена правления в акционерном обществе RB Rail, позже занял должность руководителя по стратегии и развитию, но свою ответственность не признает. RB Rail отправила бесчисленное количество отчетов, но они были заблокированы на уровне министра сообщения Талиса Линкайтса. В 2022 году появилась информация, что латвийский участок Rail Baltica обойдется минимум на 2 млрд евро дороже. "Важно, что уже в базовом контракте на строительство мы видим, что его потенциальная сумма составляет 3,7 млрд. В этом нет ничего нового, и разработчикам проекта также было понятно, что потребности в инвестициях будут возрастать", — заявил министр сообщения. В 2019 году он вместе с 60 другими коллегами по совместному предприятию поднимал тревогу — как о проблемах управления, затягивании сроков, так и о рисках увеличения затрат. Бришкенс лишь считает, что ему следовало более агрессивно указывать на недостатки в реализации проекта. Талис Линкайтс вообще ничего аномального не усматривает – в 2017 году был произведен расчет затрат и выгод для всех трех стран Балтии, чтобы документ можно было представить в Еврокомиссию. С тех пор затраты увеличились, и это видно в каждой последующей закупке. Янис Витенбергс выражается не так спокойно – заняв пост министра сообщения, он хотел ознакомиться с развитием проекта Rail Baltica, и для него это было "как холодный душ". Тогда из 1700 земельных участков для нужд проекта было выкуплено только 100 (сейчас – около 200). Проектирование затягивалось на 3-4 года. Особенно критическая ситуация была в Риге. Межведомственного сотрудничества "практически не было", к тому же стало ясно, что возможности получения финансовых ресурсов не коррелируются с затратами. И есть еще один очень важный вопрос – судопроизводство. Завершена крупнейшая в истории Латвии закупка на строительство Rail Baltica, сумма которой составляет 3,7 млрд евро. Победу одержало объединение французских, итальянских и польских компаний ERB Rail Baltica JV, а второго претендента турецкие компании IC Içtaş Inşaat Sanayi Ve Ticaret A.Ş и Doğuş İnshaat Ve Ticaret A.Ş. "отшили", поскольку Служба государственной безопасности предоставила тендерной комиссии некую информацию ограниченного доступа. СГБ подозревает, что эта компания, возможно, сотрудничает с российскими компаниями или физическими лицами, подпавшими под санкции. Кстати, турецкая компания предложила выполнить работы более чем на полмиллиарда (536 415 263,64 евро) дешевле. Турецкая компания обратилась в суд против Латвийской Республики с просьбой об отмене решения Бюро по надзору за закупками и применении временного соглашения при закупке ООО Eiropas dzelzceļa līnijas на строительные работы основной линии Rail Baltica в Латвии. Также турки заявили, что они не находятся в каких-то отношениях с россиянами, а наоборот – победитель закупки, оказывается, имеет бизнес-интересы в РФ. Итальянская компания из этого объединения Rizzani de Eccher S.P.A. все еще продолжает работать на территории России, а французская компания Eiffage Génie Civil SAS активно работает на территории РФ через свою компанию ООО "КЛЕМСИ РУС", и, по общедоступной информации, в санкционный список включены два клиента этой компании — АвтоВАЗ и Ульяновский автомобильный завод. В 2022 году компания увеличила прибыль на рынке РФ на 254%. Судопроизводство в этом случае, конечно, не препятствует заключению договора с выигравшим. Следующим шагом министр сообщения уполномочит ООО Eiropas dzelzceļa līnijas подписать договор. Судя по заявлениям Бришкенса, договор будет подписан. Министр по-прежнему планирует проинформировать коллег об этой сделке, вместе оценить риски и хочет, чтобы правительство "работало как единая команда". Так что 3,7 миллиарда – это не 3,7 миллиона, которые правительство, возможно, могло бы "найти" где-то в графе непредвиденных расходов бюджета. Это огромная сумма, но, похоже, никто в правительстве не имеет ни малейшего представления, откуда возьмутся эти деньги. Таких миллиардов в бюджете не видно. Основная часть будет (если вообще будет) из европейских фондов, но Латвия также должна участвовать с софинансированием.
https://lv.sputniknews.ru/20231213/latviya-nakonets-zadumalas-ob-ekonomicheskoy-tselesoobraznosti-rail-baltica-26778486.html
https://lv.sputniknews.ru/20231127/sud-vozbudil-delo-ob-isklyuchenii-assotsiatsii-turetskikh-kompaniy-iz-zakupki-rail-baltica-26650223.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e4/0b/17/14726414_114:0:1935:1366_1920x0_80_0_0_4a4723863a826ad087c8b67aaae16a9e.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, rail baltica
новости экономики латвии, rail baltica
В Rail Baltica зреет "черная дыра", в которой исчезнут и деньги, и информация
14:21 15.12.2023 (обновлено: 14:33 15.12.2023) Железнодорожную магистраль Rail Baltica обсуждают уже 10 лет, но даже сейчас непонятно, пройдет ли дорога через Ригу и во сколько в итоге обойдется проект
РИГА, 15 дек — Sputnik. Чуть ли не еженедельно всплывают новые неприятные факты о Rail Baltica – как об оплошностях в планировании и проблемах со строительством, так и о совершенно грандиозных затратах, стоимость проекта уже оценивают в 8 миллиардов евро. Зато на сайте проекта любой читатель может ознакомиться с бодрящими новостями о том, насколько современной, электрифицированной, безопасной, экологически безвредной будет железная дорога между Вильнюсом, Ригой и Таллином, пишет Марис Краутманис в
Neatkarīgā.
Даже если бы эта железная дорога была готова сегодня, скорость 246 км/ч для пассажиров и 120 км/ч для грузов была бы уже позавчерашним днем – в мире это уже не считается скоростным поездом. Во Франции скоростной поезд TGV с 2007 года курсирует со скоростью 574 км/ч. В Китае скоростные поезда ходят со скоростью 400 км/ч, более 300 км/ч – в Испании, Германии, Италии, Японии, а также в Марокко.
С другой стороны, даже 246 км/ч для нас была бы неплохой скоростью. Тогда люди могли бы с комфортом добраться в Таллин, Вильнюс и далее в европейские страны.
Но на самом деле картина мрачная. Становится все более очевидным, что пока совершенно ничего не ясно – неизвестно даже, пойдет ли железная дорога до Рижского вокзала и аэропорта, как планировалось изначально. Может, остановка будет в Саласпилсе или Скулте? Правда, министр сообщения Каспарс Бришкенс пообещал – он добьется, чтобы Rail Baltica проходила через Ригу.
Но недавно выявилось непонимание и нежелание сотрудничать между различными министерствами, предприятиями и ответственными учреждениями в управлении проектом. Чиновники спорят о том, кто виноват, пытаются "катить все бочки" на соперников. Вопрос – о стоимости, которая первоначально составляла 1,9 млрд евро, а теперь стало понятно, что этого не хватит.
С той поры, когда началась работа над проектом, нынешний министр финансов Арвилс Ашераденс занимал различные должности – он был депутатом Сейма, министром экономики, парламентским секретарем министерства финансов. Тем не менее он утверждает, что был весьма далек от проекта. Янис Витенбергс, будучи министром сообщения, первым набрался смелости и рассказал Минфину, что 1,9 млрд евро будет недостаточно. В протоколах заседаний правительства за 2017 год ни слова нет о том, что проект обойдется дороже. Проект был "оторван" от работы правительства.
До того, как стать министром сообщения, Каспарс Бришкенс занимал место члена правления в акционерном обществе RB Rail, позже занял должность руководителя по стратегии и развитию, но свою ответственность не признает. RB Rail отправила бесчисленное количество отчетов, но они были заблокированы на уровне министра сообщения Талиса Линкайтса. В 2022 году появилась информация, что латвийский участок Rail Baltica обойдется минимум на 2 млрд евро дороже.
"Важно, что уже в базовом контракте на строительство мы видим, что его потенциальная сумма составляет 3,7 млрд. В этом нет ничего нового, и разработчикам проекта также было понятно, что потребности в инвестициях будут возрастать", — заявил министр сообщения. В 2019 году он вместе с 60 другими коллегами по совместному предприятию поднимал тревогу — как о проблемах управления, затягивании сроков, так и о рисках увеличения затрат. Бришкенс лишь считает, что ему следовало более агрессивно указывать на недостатки в реализации проекта.
Талис Линкайтс вообще ничего аномального не усматривает – в 2017 году был произведен расчет затрат и выгод для всех трех стран Балтии, чтобы документ можно было представить в Еврокомиссию. С тех пор затраты увеличились, и это видно в каждой последующей закупке.
Янис Витенбергс выражается не так спокойно – заняв пост министра сообщения, он хотел ознакомиться с развитием проекта Rail Baltica, и для него это было "как холодный душ". Тогда из 1700 земельных участков для нужд проекта было выкуплено только 100 (сейчас – около 200). Проектирование затягивалось на 3-4 года. Особенно критическая ситуация была в Риге. Межведомственного сотрудничества "практически не было", к тому же стало ясно, что возможности получения финансовых ресурсов не коррелируются с затратами.
И есть еще один очень важный вопрос – судопроизводство.
Завершена крупнейшая в истории Латвии закупка на строительство Rail Baltica, сумма которой составляет 3,7 млрд евро. Победу одержало объединение французских, итальянских и польских компаний ERB Rail Baltica JV, а второго претендента турецкие компании IC Içtaş Inşaat Sanayi Ve Ticaret A.Ş и Doğuş İnshaat Ve Ticaret A.Ş. "отшили", поскольку Служба государственной безопасности предоставила тендерной комиссии некую информацию ограниченного доступа. СГБ подозревает, что эта компания, возможно, сотрудничает с российскими компаниями или физическими лицами, подпавшими под санкции. Кстати, турецкая компания предложила выполнить работы более чем на полмиллиарда (536 415 263,64 евро) дешевле.
Турецкая компания обратилась в суд против Латвийской Республики с просьбой об отмене решения Бюро по надзору за закупками и применении временного соглашения при закупке ООО Eiropas dzelzceļa līnijas на строительные работы основной линии Rail Baltica в Латвии. Также турки заявили, что они не находятся в каких-то отношениях с россиянами, а наоборот – победитель закупки, оказывается, имеет бизнес-интересы в РФ. Итальянская компания из этого объединения Rizzani de Eccher S.P.A. все еще продолжает работать на территории России, а французская компания Eiffage Génie Civil SAS активно работает на территории РФ через свою компанию ООО "КЛЕМСИ РУС", и, по общедоступной информации, в санкционный список включены два клиента этой компании — АвтоВАЗ и Ульяновский автомобильный завод. В 2022 году компания увеличила прибыль на рынке РФ на 254%.
Судопроизводство в этом случае, конечно, не препятствует заключению договора с выигравшим. Следующим шагом министр сообщения уполномочит ООО Eiropas dzelzceļa līnijas подписать договор. Судя по заявлениям Бришкенса, договор будет подписан. Министр по-прежнему планирует проинформировать коллег об этой сделке, вместе оценить риски и хочет, чтобы правительство "работало как единая команда".
Так что 3,7 миллиарда – это не 3,7 миллиона, которые правительство, возможно, могло бы "найти" где-то в графе непредвиденных расходов бюджета. Это огромная сумма, но, похоже, никто в правительстве не имеет ни малейшего представления, откуда возьмутся эти деньги. Таких миллиардов в бюджете не видно. Основная часть будет (если вообще будет) из европейских фондов, но Латвия также должна участвовать с софинансированием.