О перспективах реформирования ООН, отношении ооновских структур к нарушениям прав русскоязычного населения Украины и стран Балтии, задачах Москвы в организации рассказал в интервью РИА Новости постоянный представитель России в ООН в Женеве Геннадий Гатилов.
– В течение 2023 года политизация всех вопросов в ООН становилась все более заметной, и вы регулярно осуждаете это. Приближаемся ли мы к точке невозврата, когда никакие важные многосторонние вопросы не могут быть решены, и что делать, если это произойдет?
– Политизация работы специальных учреждений ООН, созданных для совместного решения задач социального, культурного, экономического и правового характера, уже в течение нескольких последних лет идет в русле подхода Запада, который отчаянно стремится заставить весь мир играть по своим так называемым правилам. Цель этой западной кампании состоит в дискредитации неугодных государств, насаждении однополярного мира, в котором узкий круг стран навязывает свои правила, а от всех остальных требуется лишь их беспрекословно соблюдать.
И все же, у нас остаются возможности для настоящей дипломатии, когда собеседники относятся друг к другу с уважением и стремятся к достижению компромисса. Важно развивать набирающую обороты тенденцию формирования нового полицентричного миропорядка, в основе которого лежат взаимоуважительные международные отношения. Это позволит отодвинуться от упомянутой вами "точки невозврата", к которой нас подталкивает агрессивная политика Вашингтона и подыгрывающего ему Брюсселя.
В этом контексте я надеюсь, что здравомыслящая часть европейского политистеблишмента в скором времени очнется и поймет необходимость руководствоваться в первую очередь своими интересами, а не действовать по указке из-за океана.
Мы видим, как безапелляционное следование директивам Вашингтона спровоцировало опасные кризисные тенденции в экономике и социальной сфере европейских государств, что явно противоречит их интересам.
– В этой новой многосторонней реальности какова сегодня полезность ООН? Без реформы эта организация станет полностью неэффективной?
– Полезность ООН проистекает из ее статуса всемирной организации, обладающей уникальной универсальной легитимностью. В этой организации накоплен колоссальный опыт по выработке судьбоносных для всего мира решений на основе баланса интересов всех государств-членов. Россия остается приверженной центральной координирующей роли ООН, которую необходимо всячески сохранять и укреплять. Конечно со времени основания ООН назрела необходимость адаптации организации к современным реалиям. Но добиваться этого следует так, чтобы любые реформенные начинания в рамках ООН носили выверенный и сбалансированный характер, а главное – получали одобрение большинства государств-членов, а в идеале – пользовались их консенсусной поддержкой. Важно, чтобы они не наносили урон межгосударственному характеру ООН и не шли вразрез с фундаментальным принципом "разделения труда" между ее основными органами.
Запад же стремится превратить многосторонние институты в инструменты реализации своекорыстных интересов. В частности, это делается через политику "приватизации" секретариатов ООН и других международных организаций. На ооновцев, включая высшее руководство, оказывается беспрецедентное давление. В нарушение статьи 100 Устава организации их понуждают встать на "правильную сторону", под которой подразумеваются политические установки Запада, игнорирующие традиционные духовно-нравственные ценности и культурно-цивилизационное многообразие современного мира. В этой связи призываем вернуться, как того требует Устав ООН, к обеспечению справедливого географического представительства государств-членов в структурах секретариата, не допуская засилья одной группы стран.
– Какие реформы, на ваш взгляд, необходимо провести ООН, прежде всего, в его Совете Безопасности, чтобы повысить ее эффективность? Что должно исчезнуть, и что должно появиться?
– Современная архитектура глобального управления не вполне соответствует геополитическим реалиям. А они должны учитывать появление на карте мира новых центров политико-экономического влияния, способствовать построению более справедливого и демократичного миропорядка, укрепления подлинно многосторонних начал в международных делах.
Все более востребованным становится реформа Совета Безопасности ООН. Хроническая недопредставленность развивающихся стран должна быть устранена. Судите сами: когда из пятнадцати членов СБ минимум шесть-семь делегаций представляют коллективный Запад, такой состав, конечно же, нельзя назвать репрезентативным. Для повышения эффективности работы СБ необходимо расширить представленность развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки. Считаем Бразилию и Индию сильными кандидатами на постоянные места в совете в случае принятия решения о его расширении, как в категории постоянных, так и непостоянных членов.
Нельзя допустить, чтобы реформа СБ ООН каким-либо образом нанесла ущерб его эффективности и оперативности, способности адекватно реагировать на возникающие международные вызовы. Дискуссии по реформе совета, которые идут уже не один год, должны проходить в установившемся формате межправительственных переговоров в спокойном, прозрачном и всеохватном ключе. Категорически неприемлемы попытки ревизии института вето, поскольку, несмотря на имеющуюся критику, он служит важным инструментом разработки взвешенных решений совета и отстаивания подходов всех государств без ущемления их интересов. Стоит подчеркнуть, что общая приверженность справедливому политическому решению кризисных и конфликтных ситуаций, отказ от политики насильственной смены правительств непременно снизят остроту дебатов вокруг права вето.
– С 2014 года Управление Верховного комиссара ООН по правам человека игнорирует преступления и нарушения международного права Украиной в отношении русскоязычного населения, УПЦ и жителей Донбасса. Как вы думаете, почему?
– К сожалению, традиционная политическая ангажированность в деятельности Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) никуда не делась. Пожалуй, даже возросла. УВКПЧ продолжает штамповать однобокие и политизированные заявления и доклады, касающиеся ситуации в отдельных странах. Причем акцент, как и прежде, делается исключительно на неугодных Западу государствах. Хронические же проблемы в правозащитной сфере стран "коллективного Запада", о которых мы регулярно говорим в СПЧ, а также в публичном пространстве, продолжают либо замалчиваться, либо преподносятся в ретушированном виде. Все это в полной мере касается и ситуации на Украине.
В этом нет ничего удивительного, если посмотреть на список основных доноров управления. Там сплошь и рядом фигурируют западные страны и их ближайшие союзники.
Казалось бы, на первый план должны выходить профессиональные качества сотрудников управления, которым предписано неукоснительно руководствоваться в своей работе общепризнанными принципами независимости, беспристрастности, неизбирательности и объективности. Однако с этим есть серьезные проблемы с учетом того, что большинство сотрудников УВКПЧ, особенно руководящего эшелона, тем или иным образом связаны с западными странами, например, являются их гражданами, проживали или получали там образование. С учетом этого и складывается политика данного правозащитного механизма.
– Почему нарушение прав русскоязычных в странах Балтии было проигнорировано УВКПЧ? Может ли Совет по правам человека служить платформой для обсуждения этой темы?
– Да все по тем же причинам. Острейшие и нерешенные до сих пор проблемы в этой сфере упираются опять-таки в пресловутую политическую ангажированность. Формально, на ооновском правозащитном направлении более чем достаточно структур и механизмов, которые могли бы профессионально и эффективно заниматься решением таких проблем. В частности, существует УВКПЧ, являющееся головным подразделением Секретариата ООН, отвечающим за поощрение и защиту прав человека. В рамках СПЧ создана целая сеть так называемых специальных процедур, уполномоченных заниматься теми или иными правозащитными аспектами.
Поверьте, не проходит и недели, чтобы мы не направляли этим механизмам имеющиеся в нашем распоряжении развернутые материалы о нарушениях прав человека в тех или иных государствах, о притеснении наших соотечественников в странах Прибалтики, о преступлениях киевских властей и тому подобное. МИД России регулярно выпускает соответствующие доклады, которые также передаются нами в Управление и спецпроцедурам. Однако, там эти документы, по всей видимости, оседают "мертвым грузом", либо им не дают хода в этой бюрократической структуре те, кто не заинтересован в налаживании конструктивных отношений с Россией. По крайней мере, с российскими материалами по Украине происходит именно так.
По пальцам можно перечислить случаи, когда адресаты нашей корреспонденции хотя бы подтверждали нам получение соответствующих документов. И не более того. Но мы не опускаем руки и продолжаем снабжать ооновских правозащитников имеющимися у нас обширными материалами.
Что же касается СПЧ, то там, как я уже говорил, все зависит от расклада голосов, который сейчас в этом органе сложился явно не в нашу пользу. Однако и в этом случае мы не опускаем руки и продолжаем регулярно поднимать в Совете обозначенные вами темы, периодически проводим по ним тематические мероприятия "на полях" сессий с подключением представителей конструктивно настроенных институтов гражданского общества. Как говорится, "вода камень точит".
– В 2023 году вы регулярно задавали вопросы Верховному комиссару Фолькеру Тюрку по этим вопросам. Вы получили какие-либо ответы? После украинских ударов по Белгороду вы заявили, что Тюрк не заслуживает своего поста. Возможен ли еще диалог с ним?
– Как я уже говорил в одном из своих интервью, с господином Тюрком у нас с самого начала его нахождения на посту верховного комиссара ООН по правам человека сложились непростые отношения. Виной тому его однобокий и ангажированный подход к событиям вокруг Украины, а также политизированные оценки ситуации с правами человека в нашей стране.
С самых первых дней нахождения Тюрка на его нынешнем посту мы взяли курс на максимально подробное информирование нового верховного комиссара о ситуациях, вызывающих нашу законную обеспокоенность. Надеялись, что российская позиция будет если не учтена, то хотя бы должным образом принята во внимание. Однако, как правило, в ответ на наши обращения следуют либо малосодержательные бюрократические отписки со ссылкой на некие внутренние правила обработки и проверки поступающей в УВКПЧ информации (самой распространенной отговоркой является якобы невозможность сотрудников управления проверить "на месте и из первых рук" предоставленную российской стороной информацию), либо просто гробовое молчание.
Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк
© AFP 2023 / Fabrice Coffrini
Что же касается диалога, то Россия готова вести его. Главное – чтобы собеседник умел и хотел тебя слышать. Мы к такому общению готовы. Дело за Фолькером Тюрком. Но с его стороны мы такой готовности не видим, поэтому и считаем, что как руководитель главного правозащитного механизма ООН он не отвечает высоким требованиям этой должности. Кстати, такую несбалансированную позицию он занимает не только по отношению к России, но и применительно к ряду других стран, чья суверенная политика не нравится Западу. И об этом эти страны начинают все чаще говорить.
– Какие важные события ждут Россию на международной Женеве в 2024 году? Какие задачи ставит перед собой ставит постпредство на этот год?
– Приоритетным направлением для постпредства является отстаивание российских интересов в контексте специальной военной операции. Эта задача определена президентом России Владимиром Путиным. Будем использовать все имеющиеся у нас инструменты для недопущения выдавливания или ущемления в правах нашей страны в ооновских структурах и других международных организациях.
Необходимо сохранить объективное восприятие нашими партнерами политики России.
Постпредство нацелено на приоритетное развитие взаимодействия с мировым большинством, а не с теми странами, которые открыто проводят антироссийскую политику и объявили нас противником.
Как вы знаете, в этом году Россия председательствует в СНГ и БРИКС. В этой связи намерены уделять особое внимание сотрудничеству с участниками указанных влиятельных форматов.
На правозащитном направлении в январе в Комитете по правам ребенка уже прошла "защита" объединенных российских докладов о выполнении нашей страной международных обязательств по одноименной конвенции. Для его представления в Женеве находилась представительная межведомственная делегация во главе с заместителем министра труда и социальной защиты Российской Федерации Алексеем Вовченко.
Далее у нас на повестке дня – сессии СПЧ, которые с каждым годом становятся все длиннее и насыщенней. Вообще, если посмотреть ооновский график на текущий год, то редкая неделя обойдется без мероприятий по правозащитной проблематике.
В области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН) продолжим активную работу в рамках форматов, которые созданы для рассмотрения приоритетных для России вопросов. Это, прежде всего, предотвращение гонки вооружений в космосе (ПГВК) и укрепление Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО). Речь идет в первом случае о Группе правительственных экспертов, которая должна выработать элементы будущего международного договора по ПГВК, призванного сохранить космос свободным от оружия любого вида и запретить применение силы или угрозу силой в отношении космических объектов или с их использованием. Во втором случае — о Рабочей группе по укреплению КБТО, где ключевым вопросом является подготовка юридически обязывающего протокола, содержащего механизм проверки выполнения обязательств по Конвенции (верификационный механизм). К слову, обе группы были учреждены по инициативе России.
Наряду с этим повышенное внимание будем, естественно, уделять 2-й сессии Подготовительного комитета Конференции 2026 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО; пройдет в Женеве 22 июля – 2 августа). С учетом специфики женевской "разоруженческой" площадки в центре дискуссий на сессии будут находиться вопросы выполнения обязательств по статье VI Договора, а именно, возможные меры по возобновлению процесса ядерного разоружения и даже практические шаги в этой области.