РИГА, 27 дек — Sputnik. Лекарства в Латвии стоят дорого даже по сравнению с другими странами Балтии. Глава Минздрава Хосама Абу Мери намерен снизить стоимость лекарств. Что об этом думают заинтересованные лица, выяснило издание BB.lv.
Минздрав решил привязать стоимость медикаментов в латвийских аптеках к ценам таких же лекарств в Литве и Эстонии. Также аптекарей хотят обязать снизить цену компенсируемых лекарств минимум на 5%.
Что об этом думают пациенты?
Отвечает Байба Зиемеле, председатель правления Сети пациентских организаций:
"Безусловно, для нас, пациентов, было бы очень хорошо, если бы цены на лекарства в Латвии снизились. Скажу больше: было бы замечательно, если бы пациенты получали не только лекарства, но и медицинские услуги надлежащего качества вовремя и по более низкой цене.
Понятно, что когда под угрозой здоровье – свое или близкого, – каждый из нас готов отдать последнее. Поэтому, когда медицина и фармацевтика становятся бизнесом в чистом виде, а соображения прибыли начинают перевешивать моральный и гуманитарный аспект, это по отношению к пациентам по меньшей мере несправедливо. С этой точки зрения очень хорошо, что г-н министр Абу Мери назвал эту проблему и пообещал ее решить.
Однако не могу не отметить некоторые моменты, которые вызывают не только опасения, но и сомнение в реалистичности реализации.
Первое и главное – мы не видим всех экономических расчетов каждого предложения. Как это отразится на ситуации с доступностью лекарств в Латвии в долгосрочной перспективе?
Не секрет, что медицинская отрасль в Латвии постоянно испытывает дефицит бюджетных средств. Это касается не только услуг, но и медикаментов, включенных в список компенсируемых лекарств. Нам уже не хватает финансирования включить в компенсированный список все лекарства, которые нужны нашим жителям.
Вызывает опасение и то, что значительное снижение цен может повлиять на ассортимент доступных лекарств. Из-за проблем с поставками во всем мире многие лекарства, необходимые ежедневно, УЖЕ недоступны в аптеках. Другие лекарства недоступны, поскольку государство не может позволить себе обеспечить ими пациентов, даже если препарат признан экономически эффективным и стоит на очереди на компенсацию.
Думаю, что представителям всех вовлеченных сторон – министерств, фармацевтической отрасли, организаций, представляющих пациентов, медиков, – необходимо сообща выработать оптимальный план по снижению стоимости лекарств, реализация которого даст эффект не только "здесь и сейчас", но и в долгосрочной перспективе.
Необходимо детализированно и скрупулезно просчитать возможности бюджета и правильно расставить приоритеты – сколько и на что потребуется в следующем году, через год и так далее. Только такой подход даст положительный эффект; в противном случае все благие намерения так и останутся намерениями".
Что об этом думают аптекари?
Отвечает Ирена Констуша, владелица аптеки в Вилянах:
"Не могу не согласиться с министром, что лекарства в Латвии действительно очень дорогие. И его стремление снизить их стоимость можно только приветствовать. Однако желание – это одно, а реальность – нечто совсем другое. Поэтому выскажу свое – подчеркну, субъективное – мнение: ничего не получится.
Я отработала в этой сфере 50 лет – и при СССР, и после восстановления независимости, когда основала свою аптеку. Опыт работы громадный, при разных социальных системах, так что знаю эту сферу, как говорится, от и до. И именно поэтому так велики мои сомнения в успешности планов г-на министра по снижению стоимости лекарств.
Во-первых, цена на любое лекарство выстраивается из четырех составляющих: цена производителя, наценка оптовика, наценка предприятия розничной торговли (аптеки) и НДС. Начнем с производителя и обратим внимание на наши, отечественные фармацевтические компании.
Даже когда у них была возможность закупать сырье в третьих странах, относительно недорого, их продукция в Латвии стоила в разы дороже, чем такая же, но продаваемая за границей. Вот объясните: как можно в своей стране, своим людям, продавать свой товар дороже, чем за границей?!
А сейчас в силу политических причин возможности закупать относительно дешевое сырье уже нет. Приходится переориентироваться на Запад, а там все в разы дороже. А если уже продукт изначально производится из более дорогого сырья, каким образом он может подешеветь?
Во-вторых, лекарства вообще стоят дорого, и не только в Латвии. Они дорогие во всем мире, и никаких предпосылок для того, что когда-либо в будущем они будут дешеветь, мы не видим.
Еще один "больной" аспект: общая социальная обстановка в стране, из-за чего аптеки давно уже находятся "между молотом и наковальней": с одной стороны, постоянно дорожающие лекарства, с другой – низкая платежеспособность населения, особенно в сельских районах.
Моя аптека находится в сельской местности. Там людям выжить очень тяжело. За выполнение одной и той же работы человек в Латгалии, в сельской местности, получает в среднем евро на 600 меньше, чем житель крупного города за выполнение аналогичной работы. А цены в городе и в селе одинаковые. И за лекарства в том числе.
Мы хотим, чтобы наши дети тоже поступали в вузы и учились там – и в нашей стране, и за рубежом. Но и здесь получается, что ребенку из села учеба обходится дороже, чем ребенку, живущему в столице.
Поэтому, при всем уважении к благородному порыву нашего главы Минздрава, снижение стоимости каких-то отдельных наименований лекарств – это даже не полумера. Необходимо выравнять социальное положение жителей городов и сельской местности, обеспечив последним как доступность услуг – в первую очередь медицинских, и всего остального, так и повышения их благосостояния в принципе! Вот чего мы ждем от политиков!
И, наконец: количество аптек в Латвии. Понятно, что каждая аптека хочет выжить, и все отстаивают, как могут, свое место под латвийским солнцем. Однако более 800 аптек в нашей полупустой Латвии – это слишком много, и у аптек, принадлежащих сетям, шансы на выживание гораздо выше, чем у маленьких частных аптек, тем более в сельской местности.
После понижения стоимости лекарств "волевым решением" сети наверняка выживут. А вот выживут ли "маленькие" в отдаленной провинции, принимая во внимание сказанное выше – совсем не факт...."