РИГА, 11 окт — Sputnik. Рижская дума еще в 2021 году предусмотрела возможность ликвидировать все места азартных игр вне дорогих гостиниц, внеся соответствующие нормы в новую планировку территории города.
Министерство регионального развития, которое тогда возглавлял Артурс Томс Плешс ("Движение "За!"), оспорило план развития Риги, чем отсрочило закрытие игорных залов в столице. Но позднее это решение было отменено. Теперь Рижская дума вынесет решение о судьбе игорных залов и вне исторического центра.
Согласно одобренным комитетом РД нормам, больше всего разрешений (41) планируется аннулировать предприятию Alfor, за ними следует Olympic Casino Latvia (36), Joker LTD (23) и Admirāļu klubs (20 разрешений). В общей сложности предстоит закрыть 139 мест для азартных игр.
Вице-мэр Риги Линда Озола объяснила желание города закрыть игорные залы.
"Самоуправление – это то учреждение, которое видит всю ситуацию, все части пазла. Мы смотрим не только на поступления, которые приносит этот бизнес в виде налогов, но и на социальные последствия. И мы видим, что мы должны бороться не только с последствиями, но и с источником проблемы. А ее корень заключается в чрезмерно большой доступности азартных игр. Поэтому мы приняли решение ограничить эту доступность в черте города", – пояснила Озола.
Она признала, что с азартными играми в интернете город бороться не может, но подчеркнула, что в зоне своей ответственности дума будет действовать.
Заместитель госсекретаря по налоговому администрированию и борьбе с теневой экономикой министерства финансов Ольга Богданова напомнила, что решения самоуправлений о запрете азартных игр должны быть аргументированными и обоснованными.
"Этот вид коммерческой деятельности не запрещен. И закон подразумевает, что должны быть места, где эта коммерческая деятельность может быть реализована. Самоуправления не могут решать, могут ли проводиться азартные игры, но могут устанавливать через внутренние правила, где такая деятельность разрешена. Но на сами азартные игры запрета нет", – говорит Богданова.
Она напомнила, что Кекавская дума проиграла иск в Суде Сатверсме о полном запрете на организацию азартных игр на территории края.
"Нужно добиться, чтобы результат был достигнут, но без долгих судебных разбирательств и большой цены для налогоплательщиков, которые потом будут расплачиваться за неправомерные нормы", – считает она.
Озолу такая позиция министерства смущает.
"Это вызывает противостояние, когда одно влиятельное министерство навязывает, что такие места должны быть. Мы знаем, как азартные игры влияют на семьи. Не надо пытаться пугать нас судами и компенсациями! Мы понимаем, что судебные иски будут, что предприниматели будут обжаловать каждое такое решение. Но если мы посмотрим, то Рига выиграла все иски по запрету организации азартных игр в историческом центре города", – заявила она.
Глава Латвийской ассоциации игорного бизнеса Арнис Верземниекс же отметил, что в последние годы политики тянут его отрасль в хаос.
"Любой отрасли нужны ясные правила игры. Скажите, как будет, какими будут правила — и мы будем понимать, как нам работать. Да, эта сфера имеет более высокие риски, но это один из сегментов отрасли развлечения для взрослых. Согласен, что за отраслью нужен строгий надзор, что риски зависимости должны строго контролироваться. Но новые технологии дают все больше возможностей решать эту проблематику. Поэтому важно, чтобы были ясными правила игры", – сказал он.
Верземниекс отметил, что некоторые предприниматели уже ведут мониторинг клиентов, следят за тем, как игроки себя ведут и не играют ли чрезмерно. Но такой мониторинг — пока дело добровольное, потому что закон к этому не обязывает.
"Это миф, что есть люди, которые сутками сидят в игорных залах. В интернете, конечно, проще отследить, не находится ли конкретное лицо в группе риска, в игорных залах это отследить сложнее", – заявил Верземниекс.
Он также отметил, что неоднократно задавал Рижской думу вопрос: как открыть игорный зал в четырех- или пятизвездочной гостинице, но так и не получил ответа.
"Политики не хотят дискутировать на эту тему. Мы говорили с чиновниками о том, как внедрить эту норму в жизнь, ни один из них не смог этого объяснить. (...) Гостиница может сказать, что у нее нет желания. Или могут хотеть иметь игорный зал, но не имеют для этого места. И как внедрить эту норму в жизнь?" – недоумевает Верземниекс.