РИГА, 16 мар — Sputnik, Дмитрий Олейников. Подкомиссия Сейма по налоговой политике рассмотрела меры, предложенные министерством финансов для борьбы с игроманией в Латвии. Завсегдатаев игорных залов и других заведений азартной индустрии, судя по всему, ждут неприятные сюрпризы.
Активность жителей при посещении игорных залов давно стала серьезной проблемой латвийского общества. Данные министерства здравоохранения свидетельствуют, что примерно у 70 000 жителей страны (это 6% населения) существует зависимость от азартных игр, а более серьезные проблемы, связанные с последствиями азартных игр, испытывают порядка 16 000 человек.
Суммы проигранных денег впечатляют (оборот отрасли только в столице измеряется суммой в 100 миллионов евро ежегодно), как и социальные последствия этой зависимости – здесь речь идет и о конфликтах в семье, и об алкоголизме, и о росте преступности. За последнее время в стране неоднократно пытались ограничить индустрию азартных игр. В ряде самоуправлений объявили о том, что отказываются открывать новые игорные залы (особенно после того, как правительство законодательно изменило пропорцию дохода, которую получает самоуправление, по сравнению с госбюджетом).
В Риге еще прежняя коалиция заговорила о полном запрете игорных залов в черте города, однако вскоре после этого (или вследствие этого?) с поста был снят мэр Риги. Возможно, это совпадение, но отставку мэра реализовал министр, партия которого получала пожертвования от одного из лидеров индустрии азартных игр в Латвии.
На рассмотрение в Сейм поступил проект "Основы принципов политики азартных игр и лотерей на 2021-2027 годы". В общей сложности министерство финансов предлагает ввести 47 изменений в существующие нормативное регулирование отрасли. В частности, предлагается повысить возрастной ценз для посетителей игорных залов с нынешних 18 лет до 21 года. Лотереи предлагается запретить лицам моложе 18 лет. Азартные игры планируется запретить в промежутке между 6 и 9 часами. Минфин предлагает составить регистр "рискованных игроков" и ввести в оборот так называемые умные карты идентификации игроков, без наличия которых они не смогут активизировать ни один игровой аппарат. Такие карты, отметила на заседании комиссии Сейма представитель Минфина Ольга Богданова, могут содержать и индивидуально разработанные ограничительные меры, например запрет на игру дольше определенного времени и установление лимитов на затраченные суммы.
Депутаты Новой консервативной партии посчитали проект, разработанный министерством финансов, явно недостаточным для устранения риска распространения игромании в стране. Депутат Гатис Эглитис заметил, что "кризис показал, как мы можем прекрасно обходиться без азартных игр" (речь идет о первой волне коронавируса, когда правительство приняло решение закрыть игорные залы). Депутат отметил, что партия не выступает за полное запрещение игр в стране, как уже обсуждалось ранее, залы азартных игр могут продолжать работу в 4- и 5-звездочных отелях, куда приходят люди, которые знают, чего они хотят, и умеют себя контролировать. В свою очередь, сейчас наблюдается иная картина – в каждом маленьком городе работает по нескольку игорных залов "со всеми вытекающими последствиями".
Его коллега по партии Юрис Юрашс вообще сравнил индустрию азартных игр с торговлей наркотиками, алкоголем и курением, существование которых не приносит никакой пользы обществу. Депутат полагает, что ключевым моментом в ограничении индустрии азартных игр является предоставление самоуправлениям полных прав на то, чтобы разрешать или запрещать игорные залы на своих территориях: "То, что происходит сейчас, – это попытки добиться того, чтобы общественность могла минимально влиять на проблему. Ее надо изучать в контексте прав самоуправлений разрешать работу игорных залов. Это фундаментально важный вопрос. И не Инспекция по азартным играм должна это решать, она, на мой взгляд, уже давно работает как лобби индустрии азартных игр, а не как наделенный полномочиями представитель общества, который может оценить негативные последствия, которые отрасль наносит обществу".
Представители индустрии азартных игр, конечно, против ограничений. Ущерб от необдуманных решений будет нанесен в первую очередь лицензированным компаниям, пострадает и бюджет страны, заявил представитель Общества интерактивных азартных игр Георгий Устинов: "Наша отрасль очень налогоемкая, мы, онлайн-индустрия, отчисляем в виде налогов 25% от доходов. Кроме того, значительная часть доходов, которые получают лицензированные компании, при несбалансированном регулировании уйдет на нелицензированный рынок. По ситуации на данный момент потери бюджета от нелицензированного рынка составляют ежегодно 9,9 миллиона евро". Понятно, что в случае запрета и ограничений на работу легальных компаний доходы "нелегалов" лишь возрастут, а поступления в бюджет – еще больше сократятся.
Представители "азартного" бизнеса полагают, что более действенными являются меры, давно известные в других странах мира, которые начали применять и в Латвии. Так, в 2020 году появилась онлайн-система добровольной регистрации лиц, страдающих от игровой зависимости. Человек, который внес свое имя в базу данных, может быть уверен – ему откажут в любом зале и казино, куда он придет. И тем не менее, уже 16 000 человек зарегистрированы в этой системе добровольно.
Сейчас, согласно сказанным министерством финансов планам, речь идет об образовании единой сети "добровольного отречения от азартных игр" в масштабе Латвии, Литвы и Эстонии. Кроме того, и этот законопроект уже рассматривает парламент, вскоре посещать игорные залы будет запрещено лицам, уклоняющимся от уплаты алиментов.
И наконец, еще один аспект, почему вопросом надзора за азартными играми ведает именно министерство финансов и бюджетно-финансовая комиссия Сейма, хотя речь здесь идет, скорее, о компетенции комиссии по социальным делам. В соцсетях некоторое время назад неоднократно появлялся список должностных лиц структур Минфина (СГД и другие), которым удивительно "везло" с выигрышами. Суммы в десятки тысяч евро ежегодных выигрышей от азартных игр указывались в декларациях сразу нескольких чиновников. Причем "везло" им из года в год.
В 2017 году большой резонанс вызвало дело сотрудника Даугавпилсской таможни, который на протяжении трех лет, согласно декларации, выиграл сумму примерно в 500 тысяч евро. Для сравнения, его зарплата по месту работы в год не превышала на тот момент 10тысяч евро. После проведенного расследования он был отстранен от должности, против него было возбуждено уголовное дело.
Уже в этом году суд Латгальского предместья Риги назначил наказание в размере 7 месяцев реального лишения свободы одному из должностных лиц из-за неправильных данных, указанных в декларации. Подсудимый не указал выигрыши (около 150 тысяч евро) от лотерей и азартных игр в декларации, "причинив ущерб государству в крупном размере", в том числе неуплатой подоходного налога с населения в размере более 44 тысяч евро.
Подобные дела, вполне возможно, показывают, что контроль (и ограничение) индустрии азартных игр может иметь и другое возможное направление – пресечение коррупционной составляющей.