РИГА, 2 мая — Sputnik. Убитая в Екабпилсе женщина тщетно просила помощи у генпрокурора и омбудсмена, сообщает LTV.
Начальник Восточно-Земгальского участка Госполиции Роландс Берзиньш уволен в связи с убийством в Екабпилсе. Однако, как выяснили журналисты, женщина, которую несколько лет преследовал некто Леон Русиньш, несколько лет обращалась за защитой во все возможные инстанции, и все безуспешно.
В феврале прошлого года Русиньш напал на нее на парковке торгового центра Sēlja с ножом и поцарапал ей лицо. Более серьезных травм он ей не нанес, потому что в этот момент из магазина вышла родственница женщины - при виде нее Русиньш убежал.
Нападение на парковке произошло через сутки после того, как суд предоставил женщине временную защиту, запретив Русиньшу приближаться и общаться с самой женщиной и ребенком и обязав его не приближаться к ее месту жительства. Полиция оштрафовала его на 500 евро.
Преследовал он ее и после этого: стучал в окна и закрашивал их, возможно, повреждал провода электричества и интернета - это подтверждают соседи. Также он терроризировал женщину звонками и текстовыми сообщениями с разных номеров. Кроме того, он звонил ей на рабочий телефон в Центре профилактики и контроля заболеваний, что существенно нарушило работу центра и даже Инспекции здравоохранения, расположенной в том же здании.
Доказательства этого она приложила к заявлению в полицию с просьбой возбудить уголовное дело по факту угроз убийства или причинения тяжких телесных повреждений. Полиция не инициировала расследование.
Вот ответ Олега Белова, главного инспектора Восточно-Земгальского отделения Госполиции, на заявление, написанное в начале этого года:
"В то же время сообщаем, что вы обязаны принять меры, которые предотвратят новые административные и уголовные правонарушения, о чем вы были проинформированы. То есть следует менять номера телефонов как своих, так и детей, и других родственников, избегать противоправных действий Л. Русиньша, то есть не отвечать на СМС и его телефонные звонки, не отвечать на незнакомые номера, если вы подозреваете, что звонящий — Л.Русиньш, не информировать его о своих повседневных делах, а также о смене места работы и т. д.".
Возможно, эта реакция полиции стала последней каплей, которая побудила женщину написать письмо омбудсмену Юрису Янсонсу уже на следующий день, 11 января. Оно начиналось словами: "В крайнем отчаянии я вынуждена обратиться к вам за помощью".
В десятистраничном письме женщина подвергла критике "советы" полиции.
"Как смена моего личного номера или личного номера членов семьи помешает Л. Русиньшу звонить в оба учреждения? Как смена личного номера помешает Л. Русиньшу создавать поддельные профили на Facebook? (принадлежит Meta, запрещенной в РФ как экстремистской – ред.) Смена номера не решит проблему, потому что это не помешает Л. Русиньшу подойти к моему сыну и вымогать у него мой новый номер телефона, — эмоционально написала женщина. — Я не знаю, откуда у О. Белова такая уверенность, что я говорю Русиньшу о том, когда и куда я иду. Если Л. Русиньш хорошо осведомлен о моих повседневных делах, он наблюдает и выслеживает меня. Как это происходит, я не знаю. Смена работы не помешает Л. Русиньшу терроризировать моего нового работодателя. Сколько мест работы я сменю?"
Аппарат омбудсмена дал женщине ответ с различными теоретическими рекомендациями, однако не обращался ни в прокуратуру, ни в руководство полиции, поскольку полученная из органов информация о том, что в феврале суд объявил Русиньша в розыск, заставила Бюро думать, что его скоро найдут.
Писала она и генеральному прокурору Юрису Стукансу. Ее письмо от 15 сентября прошлого года начиналось так: "Прошу, господин генеральный прокурор, срочной и неотложной помощи и защиты от угроз жизни и здоровью!"
После ее убийства Стуканс дал интервью, в котором предположил, что Русиньш озлобился после тюремного срока за преследование.
"Почему так получилось, я мог бы выдвинуть один тезис: потому что он [Русиньш] провел в тюрьме двадцать дней, отношение человека ко всему миру совершенно изменилось. Он стал еще более жестоким, стал действовать, потому что до тюрьмы он, как я понял, терроризировал эту женщину на расстоянии", — заявил генпрокурор в разговоре с De facto.
Леон Русиньш до сих пор не найден, полиция продолжает его активные поиски.