РИГА, 16 апр — Sputnik. Латвия оказалась одной из шести стран мира, в которых, по оценкам Всемирного банка, существует гендерное равенство; так ли идеальна жизнь латвийских женщин, выяснила Русская служба Би-би-си.
Всемирный банк в течение десяти лет проводил исследования в 187 странах мира по семи параметрам: право на передвижение, возможность найти работу, равенство в зарплатах, брак и материнство, возможность начать свое дело и распоряжаться собственностью, право на пенсию. В итоге только шесть стран - Бельгия, Дания, Франция, Латвия, Люксембург и Швеция - получили отличные оценки (100 баллов из 100 возможных по всем параметрам). Десять лет назад этим не мог похвастаться никто.
Либеральные законы
"Это новый парикмахер или стилист?" - Сандра Сондоре-Кукуле вспоминает реакцию охранников, когда она пришла работать советницей президента Латвии по юридическим вопросам. Это было 20 лет назад, ей было 27, а за год до этого она участвовала в конкурсе Миссис Латвия. Ее бывшая начальница - президент Вайра Вике-Фрейберга - стала первой женщиной-президентом в Латвии и проработала на этом посту восемь лет.
"Она точно сталкивалась с таким отношением: ну что, дескать, она сможет нам рассказать? Как она будет всем этим управлять? - вспоминает Сандра. - Вайра выдерживала большое напряжение и ломала эти стереотипы".
По словам экспертов, законодательство не может не влиять на этот прогресс.
"Законы у нас очень либеральные в том, что касается гендерного равенства, это всегда подчеркивается и подтверждается фактологически, - говорит социолог Айгарс Фрейманис. - Большинство законов у нас соблюдают. Это правило жизни. Закон выступает элементом социального договора".
Но какими бы ни были законы, в Латвии остаются старые "специфические женские проблемы", как говорит экс-министр внутренних дел Линда Мурниеце - "ненормальные мужья бьют жен", а вопрос домашнего насилия в целом по-прежнему стоит достаточно остро.
Каждый год полиция регистрирует 7-8 тысяч семейных конфликтов; около сотни заявлений поступает от женщин, получивших телесные повреждения от членов семьи; количество изнасилований членами семьи за последние пять лет варьировалось от трех до 13 в год; число убийств женщин членами семьи за последние пять лет сократилось с 13 до трех в год.
Госполиция неоднократно заявляла, что борьба с домашним насилием является одним из ее приоритетов. Пять лет назад были приняты поправки, согласно которым в случае угрозы со стороны одного из членов семей агрессора могут выставить на улицу - даже если речь идет о его собственной квартире. Это делает полиция прямо на месте. В дальнейшем суд может продлить запрет, максимальный срок не ограничен. В 2014 году Госполиция принимала такое решение 91 раз, в 2018 году число таких случаев выросло до 788.
Харассмент побежден или незаметен
В Трудовом законе Латвии есть как минимум три статьи, которые прямо или косвенно запрещают приставания, домогательства, намеки сексуального характера и другие действия, подпадающие под определение харассмента.
Однако кто конкретно занимается жалобами, если таковые поступают, в официальных инстанциях сказать затруднились. В Бюро омбудсмена посоветовали обратиться в Трудовую инспекцию, те в свою очередь кивнули на Государственную полицию, а те - на МВД, где ответили, что жалоб на домогательства не зафиксировано, и предложили поинтересоваться в Трудовой инспекции или в Бюро омбудсмена.
"Не думаю, что это покрывается. Общество открытое, не стесняется об этом говорить, - считает депутат Сейма Андрей Клементьев ("Согласие"). - Думаю, это чаще решается жестко и непосредственно на рабочем месте".
Певица Лайма Вайкуле говорит, что глобальные тенденции с обвинениями в харассменте вызывают у нее беспокойство.
"Сегодня очень модно мужчин, наоборот, угнетать, - говорит она. - Когда я читаю, что мужчин судят за то, что они 20 лет назад положили руку на коленку женщине, меня это уже начинает пугать - как бы не переборщить".
Судьи и прокуроры
Две трети судей Верховного суда Латвии - женщины, хотя еще двадцать лет назад их было меньше половины. Больше половины прокуроров - женщины, в середине 90-х их было меньше половины. Треть депутатов Сейма - женщины, в 90-х их доля колебалась на уровне 8-14%. Женщины в разное время возглавляли все министерства (исключая министерство сообщения), Лаймдота Страуюма руководила правительством, Вайра Вике-Фрейберга была президентом.
Статистику о женщинах в бизнесе ведет регистр Lursoft. По словам члена правления Lursoft Дайги Киопы, женщины составляют около трети руководителей и собственников предприятий (как правило, это маленькие компании).
"В Латвии нет дискриминации по гендерному принципу в руководстве и организации предприятий", - говорит она.
Несмотря на это, а также на "почти идеальную" законодательную базу, разница в зарплатах между мужчинами и женщинами по-прежнему составляет 15% (в 2005 году было 18%). В рекрутинговой компании CV-Online говорят, что дело в первую очередь в выборе профессий.
"Женщины чаще выбирают работу, которая дает возможность баланса с семейной или личной жизнью, что может повлиять на зарплату и перспективы карьерного роста", - говорит представитель компании Криста Розиня.
Но и на идентичных должностях, добавляет Розиня, мужчины все еще зарабатывают на 10% больше женщин.
Гендерно-нейтральная семья
Забота о детях - отдельная статья исследования Всемирного банка. Традиционно это считалось чисто женским занятием, но сейчас в Латвии отношение к этому меняется.
"Если женщина хочет равноправия в бизнесе, мужчины проявляют себя в тех сферах, где всегда властвовали женщины, - говорит предпринимательница Айя Шмидре, 20 лет возглавляющая издательство Rigas Vilni. - Мужчины борются за свои права. Например, право растить детей. И это полноценное равноправие".
Несколько ее сотрудников как раз сейчас находятся в декретном отпуске: "Этим гордиться надо", - считает Шмидре.
По данным Государственного агентства социального страхования, в 2018 году родительские пособия (на время декрета) получали почти 23 тысячи человек, в том числе - более 4 тысяч мужчин. Пропорция латвийских мужчин в декретных отпусках на протяжении последних 10 лет колеблется от 10% до 40%.
"Семьи решают, кому идти в декрет, по прагматическому принципу, а не половому, - говорит Клементьев. - Если, например, у мужчины сложный период на работе, не предвидится карьерный рост, то в декрет может идти он".
По данным министерства юстиции Латвии, около 40 тысяч отцов не платят алименты. За них это делает государство через Гарантийный фонд алиментов. Благодаря этим законам женщины не должны выпадать из карьеры на два декретных года и не обязаны, к примеру, терпеть агрессивных мужей из страха лишиться всякой финансовой поддержки.
В 2017 году Сейм одобрил поправки, согласно которым родителей-должников за неуплату алиментов лишают водительских прав (на автомобили и суда). 439 человек уже испытали такой запрет на себе. Полторы тысячи согласились заключить договор и вернуть долги. Как говорит представитель минюста Лана Маулиня, за год после введения этой нормы объем возвращенных должниками алиментов вырос в полтора раза.