РИГА, 8 мар — Sputnik. Если в ноябре и декабре прошлого года месячными билетами пользовалось соответственно 28% и 26% пассажиров, оплачивающих свой проезд, то после снижения на них цены в январе месячными билетами пользовалось 59% пассажиров, а в феврале — уже 69% платных пассажиров, пишет газета "Сегодня".
Пассажиров стало больше
Одновременно с этим предприятие констатировало, что пассажиропоток пошел в рост. Очевидно, связано это постепенным возвращением "к нормальной жизни" после ковида. В январе свой проезд зарегистрировали 8,7 млн пассажиров, в феврале — 8,8 млн.
До короновируса в рабочий день столичным транспортом пользовалось 440 тысяч пассажиров, на пике ограничений — в апреле 2020 года — 96 тысяч. Затем жизнь немного оживилась и в сентябре 2020 года было перевезено 349 тыс. пассажиров. Потом опять пошел спад периода зимней эпидемии. Но к сентябрю 2021 года жизнь опять активизировалась, и тогда было 305 тыс. пассажиров в день.
После провального ноября 2021 года с 180 тыс. поездками в день показатели были неустойчивыми, но начиная с января 2023 года наметился рост (327 тыс. в день) и в феврале — 367 тыс. пассажиров в рабочий день.
Также отмечен рост использования телефонных билетов с QR–кодом. Если в январе 2022 года ими пользовались 9% ото всех пассажиров, полностью оплачивающих проезд, то в январе 2023 года таких уже было 19%.
Транспорта не стало больше
Но если пассажиропоток пошел в рост, то число рейсов на приличной части маршрутов осталось таким же, как в мае — августе 2022 года. И сейчас встал вопрос об увеличении рейсов. А это требует увеличения дотаций.
В прошлом году "Ригас сатиксме" от города получило 113 млн евро дотаций — и на этот год запросило 123 млн. Но это лишь позволит покрыть рост цен на горючее и электричество для уже назначенных рейсов. И это при том, что из–за ремонта ул. Гертрудес не ходит 1–й троллейбус, а также со времен начала эпидемии отменены автобусы №№ 4z и 35, а также трамваи №№ 3 и 9. И, судя по всему, восстанавливать их не планируют.
Если допустить, что рост пассажиропотока происходит потому, что раньше больше пассажиров пользовались билетами на одну поездку и в целях экономии одну–две остановки люди шли пешком, а при месячных билетах за 30 евро просто стали чаще пользоваться общественным транспортом, то никаких дополнительных сборов это определенно дать не могло. А наполненность транспорта увеличилась.
Передняя дверь против зайцев
Чтобы побудить пассажиров регистрировать проезд, на девятнадцати маршрутах введена посадка только через переднюю дверь. И по словам главы "Ригас сатиксме", на некоторых маршрутах это увеличило число зарегистрированных пассажиров аж на 32%. Получается, что раньше они просто свой проезд не регистрировали.
Так что на девятнадцати маршрутах эксперимент явно не остановится и со временем еще на каких–нибудь линиях будет введена посадка через переднюю дверь. Сама по себе подобная процедура увеличивает время нахождения транспорта в пути.
Впрочем, если регистрировать свою поездку чаще стали пассажиры с месячными проездными или школьники с бесплатным проездом, то дополнительных сборов это не приносит. Только в случае, если раньше пассажир держал одноразовый билет наготове на случай контроля, а сейчас он вынужден его валидировать в присутствии водителя, только в таком случае появляется дополнительная выручка.
Люди также заметили, что на маршрутах с посадкой через переднюю дверь часть желающих ехать просто дожидается, когда остальные двери открываются для выхода пассажиров и входят в транспорт.
Как пояснила Джинета Иннуса, водители не будут бегать по салону к этим пассажирам и требовать от них регистрировать поездку. Безбилетниками, как и прежде, продолжат заниматься контролеры. А водитель просто закроет по завершении посадки–высадки двери и поедет дальше по маршруту.
Но в тех местах, где подобная практика будет отмечаться часто, на маршрут будут направляться контролеры.
Минус на плюс
Также, по данным "Ригас сатиксме", затевая билетную реформу, они ставили себе целью при снижении стоимости месячных билетов и повышении стоимости одноразовых билетов с 1,15 евро до 1,50 евро сохранить общие сборы на дореформенном уровне. В января так не получилось, выручка оказалась ниже декабрьской. Но предприятие это объясняет тем, что в декабре люди купили много билетов за 1,15 евро, чтобы затем ездить по ним в январе и феврале. Так что реальные показатели можно ожидать в марте–апреле, когда "старых" билетов больше не будет.
Те, у кого на руках остались неиспользованные билеты по старой цене, могут с ними обратиться в пункты обслуживания клиентов "Ригас сатиксме" — им вернут деньги. По состоянию на 1 марта за такой компенсацией уже обратились 2485 пассажиров, и им за неиспользованные билеты было выплачено порядка 28 тысяч евро.
Студенты недовольны
Особо пострадавшими от билетной реформы оказались студенты. Если раньше одноразовый билет для них стоил 30 центов, то сейчас, как и для всех, 1,5 евро. И хотя месячные билеты на все виды транспорта для них подешевели с 16 до 15 евро, студенты недовольны.
Дело в том, что и сами студенты бывают разные — очники, вечерники, заочники. За период эпидемии многие вузы наловчились обходиться удаленным обучением, а сейчас в связи с резким ростом цен на энергоносители вузы пытаются экономить на отоплении. И на те занятия, материал которых можно преподавать удаленно, ездить больше не надо. Очными по сути остаются практические занятия и различные проверочные и лабораторные работы. Поэтому месячный билет за 15 евро для многих студентов себя не окупает, им не нужно так часто ездить в вуз. А разовый билет за 1,50 — это дорого.
Руководство Рижской думы встретилось с представителями студенческих организаций, но власти и учащиеся договориться не смогли.
По данным "Ригас сатиксме", в январе почему–то сильно увеличилось использование студенческих одноразовых билетов, хотя никаких прямых оснований для этого не было. По предположениям предприятия, студенты просто стали избавляться от неиспользованных билетов и наконец–то стали их валидировать, вместо того чтобы смотреть вперед — нет ли контроля, держа билеты наготове. Правдиво подобное предположение или нет — проверить сложно.
Пока городские власти пообещали студентам мониторить ситуацию и летом встретиться вновь, чтобы обсудить сложившуюся картину и дальнейшие действия.
На данный момент руководство города ставит перед собой задачу начать увеличивать число рейсов на маршрутах, где фиксируется большой пассажиропоток. Как это будет выглядеть и когда начнут добавлять рейсы, пока пояснено не было.