РИГА, 1 фев — Sputnik, Дмитрий Олейников. В парламенте Латвии создается еще одна комиссия по расследованию – на этот раз депутаты оппозиции собрали необходимое число подписей, чтобы изучать последствия "капитального ремонта" финансового сектора страны.
На последнем заседании Сейма депутатам оппозиционных партий удалось собрать более трети голосов в пользу формирования парламентской комиссии по расследованию последствий "капитального ремонта" финансового сектора страны. В том числе речь идет о расследовании доведения до неплатежеспособности банка PNB, банка ABLV - до принудительной самоликвидации, а также комиссия должна рассмотреть причины приостановки деятельности Baltic International Bank.
Как заявил во время дебатов перед голосованием главный инициатор создания комиссии Айнарс Шлесерс, существует несколько причин для изучения последствий "капитального ремонта": "Во-первых, речь про разграбление банка PNB, бывший депутат Сейма Юрис Юрашс (сейчас принимает участие в военных действиях на стороне Украины – ред.) получил 500 000 евро от владельца PNB Banka Григория Гусельникова за консультации. За какие консультации он получил деньги? Каков результат этих консультаций? Банк был разграблен".
Вопросы появляются и к банковскому надзору: "Как такое могло происходить без поддержки руководства FKTK (Комиссия рынка капиталов и финансов). Происходили переводы средств компаниями, связанными с Гусельниковым, но почему не действовала FKTK? Бюро финансовых расследований тоже придется допросить, почему они проспали увод более 100 миллионов евро из банка? Возникает вопрос: почему прокуратура это не расследовала раньше?"
Дело о закрытии PNB приобретает и явный политический оттенок, по мнению Шлесерса: "Мы дошли до главного фигуранта, бывшего теперь уже министра юстиции Борданса. Какова была его роль в прикрытии тех, кто связан с разграблением банка? Надо опросить и Борданса. Конечно, он может сказать, что министр юстиции не занимается банковским надзором, и он прав, ведь 500 000 евро получило предприятие, связанное с семьей Юрашса. Но кто-то слышал, чтобы хоть раз министр юстиции попросил бы Юрашса рассказать, что это были за консультации, которые он предоставил?"
Шлесерс говорил и о недавней приостановке деятельности Baltic International Bank: "Недавно в стиле 90-х годов была выломана дверь в банке. Ну, может, было продолжение – какого-нибудь человека в наручниках доставили в KNAB или еще куда? Нет, ничего такого не произошло. Никому не выдвинуто обвинение, никто не стал подозреваемым. Факт в том, что владельцы банка уже обратились в суд, чтобы оспорить действия FKTK о приостановке деятельности банка".
Шлесерс коснулся и закрытия ABLV: "Пять лет назад была объявлена самоликвидация ABLV. Было много информации, но прозвучала и такая, что банк якобы обслуживал какое-то предприятие, связанное с Северной Кореей. Такая информация дошла до учреждений Соединенных Штатов Америки. Прошло пять лет. Никто публично не заявил о том, что этот факт подтвердился. Что-то говорили про отмывание денег, а банк – ликвидирован. Параллельно этому в Латвии работают два скандинавских банка – Swedbanka и SEB Banka, – которые заплатили США штраф в размере 600 миллионов евро за отмывание денег в странах Балтии. Какая связь между отмыванием денег и почему за преступления в странах Балтии надо платить штраф Америке? Почему штраф не заплатили Латвии?"
Определяя одну из целей создания комиссии, Шлесерс ставит вопрос: почему за, казалось бы, одни и те же нарушения один банк закрыт, а другие – отделались штрафом. Причем получателем штрафа стали США.
Несколько закрытых банков, которые платили налоги в бюджет страны, обеспечивая специалистов рабочими местами, конечно, неприятный факт в истории народного хозяйства страны. Однако не меньший ущерб "капитальный ремонт", которым так гордится правительство Кариньша, нанес экономике в целом. Нормативное регулирование и запугивание банков привело к массовому закрытию счетов, невозможности работать через банки Латвии, которые могли (и могут) арестовать деньги на счетах любого клиента без объяснения причин, а то и вовсе не открывать счета компаниям. Даже в Сейме назывались случаи, когда крупные латвийские предприятия вынуждены были переносить свои счета в банки других стран с более адекватным банковским законодательством. Апофеозом "банковского террора", кажется, был случай, который рассказал в парламенте бывший уже министр обороны Пабрикс: компания, приглашенная к сотрудничеству Минобороны, не могла открыть счета в латвийских банках.
Об этом же говорил на дебатах депутат Виктор Валайнис: "Я был с визитом в регионах, встречался с представителями самоуправлений. Очень ясный пример: инвестор с несколькими сотнями потенциальных рабочих мест хотел открыть производство в регионе. Самоуправление готово было помочь с коммуникациями. Но предприниматель не может открыть счет в банке. Ну, например, у предпринимателя что-то не в порядке, может, деньги у него недостаточно "светлые". Допустим. Но в то же время тот же самый предприниматель открывает свой завод рядом, в Литве, и счет в банке ему открывают. Чем отличаются Литва и Латвия?"
Депутат Вилис Криштопанс подводит итоги: "Конечно, результат "капитального ремонта" важен. Но результат таков, что мы отстаем от Эстонии как по величине активов банков, так и по количеству выданных кредитов. Эстония же тоже была в "сером списке", как и Латвия. И теперь, я могу ошибаться на миллиард-другой, но активы банков Эстонии составляют 30 миллиардов евро, а Латвии – 25 миллиардов. Первый раз в истории мы отстаем от Эстонии. Знаете, какое самое большое несчастье с "капитальным ремонтом" банков? С началом "ремонта" примерно 10 миллиардов евро нерезидентских денег ушло из латвийских банков. Многие скажут: да, надо бороться с отмыванием денег. Бороться – надо, но из-за того, что наши чиновники переусердствовали, весь груз итогов борьбы с отмыванием денег лег на плечи латвийских жителей и предпринимателей".
Партии коалиции, конечно, не поддерживают создание подобной комиссии. Для "Нового Единства" "капитальный ремонт" банковской системы – еще одна страница достижений в "истории успеха" Латвии. А тех, кто думает иначе, депутат от "Единства" Эдмундс Юревицс традиционно причисляет известно к какому стану: "После прочтения проекта решения и прослушивания речей главных инициаторов этого проекта, я с сожалением констатирую, что истинные цели этой комиссии – не что-либо расследовать, а ностальгировать по временам, когда повседневной реальностью было отмывание денег через латвийские банки функционерами Кремля".
Что удастся "накопать" комиссии? В политической истории Латвии еще не было ни одной комиссии по расследованию, которой бы удалось найти и привлечь к ответственности должностных лиц, виноватых в той или иной ошибке. Хотя расследовали многое. Последней – пару лет назад – была комиссия по расследованию действий правительства в период COVID-19, которую возглавлял депутат от "Единства". Комиссия передала документы на бывшего уже министра здравоохранения Илзе Винькеле – главными виновными были признаны она и еще пара чиновников поменьше. Хотя решения о закупках вакцин в период коронавируса обсуждались кабинетом министров централизованно.