РИГА, 8 янв — Sputnik, Дмитрий Олейников. Предприятие Sadales tīkls не выходит из череды скандалов – то публикуется проекта необоснованного повышения тарифов, то утекает информация о зарплатах руководства предприятия, превышающих оклады даже руководителей государства. К чему бы это?
Перемены в Сейме традиционно отражаются на руководящем составе крупных предприятий страны: замены происходят по принципу политической принадлежности или лояльности. Очень похоже, что на этот раз перестановки не обойдут Sadales tīkls.
Судите сами: в разгар распределения портфелей в будущем Кабинете министров предприятие выступает с проектом тарифов, означающим существенное повышение цен для подавляющего большинства пользователей, особенно для тех, кто "повелся" на призывы правительства и летом активно устанавливал солнечные батареи на крыши своих частных домов, следуя "зеленому курсу".
Проект тарифов активно обсуждался в Сейме, затем, дошел до Комиссии по регулированию общественных услуг. Предприятие утверждает, что все обосновано – оно вынуждено поднять расценки на доставку электроэнергии потребителям из-за выросших цен на электроэнергию, а также, по причине резкого роста цены электричества для собственного потребления.
Как заявил один из экспертов на проходящих дискуссиях, "закон Ома поставили на службу законам экономики": предприятие обложило тарифами потери электричества, которые происходят в любом проводе при передаче электричества от поставщика к конечному потребителю.
Возникает вопрос: как эти энергопотери учитывались раньше? И не является ли рост тарифов прямым следствием того, что путь электричества от поставщиков – электростанций или подстанций в соседних странах – существенно вырос по причине реорганизации в системе энергопоставок в контексте отключения от России?
Попутно, в Sadales tīkls объявили о масштабных планах по инвестициям на предстоящий год – около 40 миллионов евро планируется вложить в развитие инфраструктуры. Именно с этим связан предполагаемый рост тарифов: своими силами предприятие погасить издержки не в состоянии, поэтому за все заплатит потребитель.
Предложение повысить тарифы (по некоторым данным – в разы), вызвало шквал критики как у общественности, так и в парламенте. Взошедшая на пост главы Минэкономики Илзе Индриксоне сделала поистине эпическое заявление: по ее словам, обнародование завышенных тарифов являлось, своего рода проверкой реакции общественности (!). То есть, по сути, министр признала, что проект тарифов взят предприятием практически "с потолка", в духе, "вдруг – получится".
На этом месте возникают вопросы по поводу других тарифов на любых других предприятиях инфраструктуры – насколько они экономически обоснованы?
Стоит также отметить, что Sadales tīkls не могло подготовить проект тарифов, не согласовав их с советом, и, как следствие, с руководящим министерством – а им является Министерство экономики. То есть, как минимум, один раз Минэкономики признало тарифы обоснованными.
Индриксоне также объявила о том, что рассмотрение проекта тарифов в правительстве будет проходить в "закрытом режиме", то есть, вне публичного пространства. Это является косвенным доказательством того, что доказательная база тарифной политики Sadales tīkls вовсе не так точна, как ее презентовали.
И наконец, под давлением оппозиции в парламенте и вне его, на суд общественности случайно вышли данные о зарплатах членов правления предприятия Sadales tīkls, как раз когда компании надо было максимально доказать сложность своего материального положения.
Цифры говорят сами за себя: председатель правление получил за 2021 год зарплату в более чем 157 тысяч евро, еще трое членов правления – более чем по 140 тысяч евро, один из руководителей – 110 000 евро. Зарплаты членов совета были скромнее – в среднем, около 28 000 евро в год каждому из пяти представителей совета. Зарплаты членов правления явно превосходят даже министерские, включая зарплату премьер-министра. Во время кризиса это особенно некстати.
Можно предполагать, что скандал вокруг Sadales tīkls будет разрастаться, и к ответственности, в том числе политической, привлекут высокооплачиваемых руководителей предприятия. А их места займут другие люди, утвержденные новой коалицией.