РИГА, 27 ноя — Sputnik. С каждым днем люди живущие на берегах Балтийского моря, разрушают его, пишет BB.lv.
Балтика постепенно наполняется пластиковым мусором. Когда пластик рассыпается на мелкие частицы, те собирают на себе все токсины, отравляющие вещества, на них размножаются патогенные микроорганизмы. Рыбы и птицы съедают микропласти, который таким образом попадает в пищевые цепочки.
Член правления латвийского Общества инспекторов среды Феликс Клагиш отмечает, что существенную проблему морской флоре и фауне доставляет микропластмасса, содержащаяся в пенке для бритья.
"Каждый флакончик содержит совсем чуть–чуть микропластмассы. Но сколько таких флакончиков расходуется ежедневно в регионе Балтийского моря! Попадая в море, эта микропластмасса создает муть, которая вредит планктону и микроорганизмам", — говорит он.
На долю Балтики приходится свыше 15% мировых морских грузоперевозок, включая нефть, которая иногда попадает в море. Иногда виновников загрязнения удается обнаружить — как в 2001 году, когда американский танкер Baltic Carrier разлил в Балтийском море 2700 тонн нефти, или в 2003–м, когда китайский сухогруз Fu Shan Hai вылил 1200 тонн дизтоплива.
Но так бывает не всегда. Например, в августе 2002 года в море обнаружили нефтяное пятно в 320 тысяч квадратных метров. Источник загрязнения установить не удалось — как и спустя год, когда нефтяное пятно в 30 кв. км увидели в районе Куршской косы у берегов Литвы и российской Калининградской области.
В 2006 году там же разлилось таловое масло, применяемое при строительстве, эксплуатации и ремонте нефтяных и газовых скважин. Танкеры иногда промывают свои емкости химическим веществом, разбавляющим нефтепродукты, а образовавшийся парафин незаконно сбрасывают в воду.
По Балтике ходят около 300 круизных паромов, сбрасывающих в море содержимое своих туалетов. А в марте 2007–го прорвало сточную трубу в литовской Клайпеде. Часть выплеснувшихся 3 тыс. кубометров нечистот оказалась в море.
Еще одна проблема Балтики — избыточное поступление в воду азота и фосфора. После смыва с удобряемых полей в море вместе с вредными отходами предприятий попадает 75% вредного азота и 95% не менее вредного фосфора. Из–за этого на некоторых морских участках образовались мертвые зоны.
Мало этого — после победы над нацистской Германией союзники в 1945 году затопили в Балтике более 40 тысяч единиц трофейного химического оружия. Но и это еще не все.
После взрывов на двух нитках газопровода "Северного потока" и одной нитке "Северного потока — 2", пролегающих на дне Балтики, пузыри метана ,на поверхности воды можно было увидеть даже из космоса! При этом, естественно, морская флора и фауна понесли существенный ущерб.
Ведется расследование причин произошедшего, его результаты пока не разглашаются. Но вполне ясно одно — Балтика, да и весь мир, получила новый мощный экологический удар. В атмосферу выделилось огромное количество метана, который является вторым наиболее распространенным парниковым газом, непосредственно влияющим на климат Земли - столько же, столько составили ежегодные выбросы метана от нефтегазового сектора в период с 2008 по 2017 год.
Специалисты давно уже предупреждают: к выловленной в Балтике рыбе необходимо подходить с осторожностью.
"О многом говорят рекомендации, изданные в Финляндии и Швеции. Там беременным и кормящим женщинам не советуют есть рыбу, добытую из Балтийского моря. Это о чем–то говорит, согласитесь", — предупреждает исследователь Латвийского института гидроэкологии Рита Пойкане.
Эстонские экологи утверждают, что неблагоприятная ситуация на Балтике поставила под угрозу исчезновения редкие виды птиц.
"Самая большая проблема Балтийского моря — это нефтяное загрязнение. И хотя в последние годы мы не видели больших катастроф здесь, в Балтийском море, тем не менее небольшие утечки случаются каждый день. Например, трюмные воды по–прежнему сливаются в море в больших количествах", — рассказывает эстонский орнитолог Меэлис Уустал. По его словам, попав в такую воду, птицы обречены на гибель.
Страны Балтии пытаются хоть как–то помочь морю. Так, Эстония за несколько последних лет реконструировала ряд очистных объектов, обновила свои водопроводные сети. Литва, Латвия и Эстония наряду с другими странами Балтийского моря участвуют в программе Pure. В ее рамках, в частности, проведена реконструкция очистных сооружений в Риге и Юрмале.
Находятся и частные энтузиасты — Дзинтарс Юра из Лиепаи который совместно со Всемирным фондом дикой природы организовал проект "Сила — в чистом море". В рамках этого проекта Юра и его помощники инспектировали очистные и сточные сооружения, обучали жителей побережья экологичному поведению и убирали накопившийся на пляжах мусор.
Но многие специалисты считают, что принимаемых мер мало.
"Хотя в Латвии в последние годы все лучше очищаются сточные воды, в магазинах уже нельзя купить стиральные порошки, содержащие в большом количестве фосфаты, проводятся отдельные образовательные кампании — всего этого мало, чтобы спасти море. Чтобы улучшить состояние Балтийского моря, необходимо действовать ответственно и принимать решения, которые из года в год откладываются", — сетует представитель Всемирного фонда дикой природы Ингус Пургайлис.
Эксперт Эстонского фонда природы Кристьян Пийримяэ предлагает сократить количество используемых удобрений и создавать водоотстойники.
Морской геолог Константин Ранкс подчеркивает, что если использование удобрений и сливы вод в море еще можно как–то регулировать, то сток соединений свинца и ртути — очень трудно.
"Свинец — это и то, что десятилетиями выбрасывали наши автомашины. И это те сотни тысяч, если не миллионы тонн пуль, которые в изобилии лежат в земле. Ртуть оттуда же — это капсюли для патронов. Можно представить, сколько выстрелили этого добра за прошлый и позапрошлый век", — отмечает эксперт.
Он предрекает, что если осадки в бассейне Балтики будут увеличиваться, то вымывание всей накопившейся в почве отравы пойдет интенсивнее, и все будет сливаться в море.
По словам Ранкса, никакие экологические программы не заменят элементарной опрятности.
"Не надо выбрасывать свинцовые батареи на свалку! И ртуть выливать не надо. Сами же потом ее в рыбе и съедите. Заправляйте машины бензином без свинца. Есть нагрузка, которую мы прямо сейчас снять с Балтики не в состоянии. Но многое все же можно сделать — просто не загрязняя свою землю. Ведь крайне сомнительно, что жители Варшавы, Стокгольма, Риги, Таллина, Хельсинки и Петербурга вдруг плюнут и скажут — "а на фига нам такое море?". И дружно переселятся в Африку на берега Индийского океана".