РИГА, 24 окт — Sputnik. Энтузиаст железных дорог пытается понять, почему по Европе так неудобно путешествовать на поезде, пишет New York Times.
Джон Ворт преподает политические коммуникации в университете, но его призвание - инспекция европейских железных дорог.
На бумаге европейская система поездов - одна из лучших в мире. Тем не менее железные дороги ЕС - отличная аллегория Евросоюза. Со стороны система кажется скучно функциональной, однако поскребите ее поверхность, и вы обнаружите бюрократию и нежелание решать проблемы.
Для блока с такими "зелеными" устремлениями международные железнодорожные маршруты внутри ЕС оставляют желать лучшего. Мосты, когда-то соединявшие страны, лежат в руинах со времен Второй мировой войны. По маршруту между Парижем и Барселоной пассажирские поезда могли бы ходить каждый час, но рельсы не используются большую часть дня.
Путешествие по коммерческим маршрутам с интенсивным движением, например, из Парижа в Лондон, может стоить на сотни евро дороже, чем авиаперелет.
Хотите поехать по железной дороге из Таллина в Ригу? Удачи - национальные железные дороги Латвии и Эстонии отказываются согласовывать графики движения поездов. А туристические сайты для покупки международных железнодорожных билетов, типа Skyscanner, почему-то либо не существуют, либо их трудно найти.
Чтобы понять, почему все это происходит, мистер Ворт отправился в путь. Он устроил краудфандинговую кампанию, купил дрон, камеру и датчик для измерения качества воздуха в поездах и пересек ЕС вдоль и поперек, чтобы понять, где международные железнодорожные системы работают, а где нет, и что можно сделать, чтобы их исправить.
На каждой остановке он пишет еврокомиссару по транспорту Адине Вэлян открытку с подробным описанием своих выводов. Ответа он еще пока ни разу не получил.
Для мистера Ворта сравнение настоящего с прошлым — лучшее оправдание его миссии. В 1930-х годах дорога из Берлина в Бреслау занимала около двух часов 45 минут. Сейчас на это уходит более четырех часов. В 1990-х поезд из Бухареста добирался до Будапешта за 12 часов. Теперь это занимает не менее 15 часов.
Ворт пользуется известностью в соцсетях — он часто отвечает на вопросы путешественников, которые хотят доехать на поезде из одной европейской страны в другую, но не могут понять, как это сделать. Больше всего трудностей вызывает Португалия.
"К 2030 году Лиссабон должен стать одним из 100 климатически нейтральных городов Европы, — говорит Ворт. — Но как, черт возьми, добраться до Лиссабона на поезде? Это почти невозможно. Не нужно быть экспертом, чтобы купить билет на поезд".
В маленьком, но страстном мире европейских любителей поездов мистер Ворт — знаменитость. На пути из Германии в Чехию через Польшу и обратно незнакомцы подходят к нему пообщаться и поделиться идеями о том, как улучшить железные дороги и найти самые живописные маршруты от Альп до Балтийского моря.
Во время путешествия иногда ощущаются последствия Второй мировой войны — к примеру, на пути от польской границы до Берлина поезд отменили после того, как на берлинском вокзале нашли неразорвавшийся снаряд. Неразорвавшиеся боеприпасы времен Второй мировой войны остаются довольно частым препятствием для путешествий по Германии.
Но есть и другая проблема — железнодорожные кражи. На немецко-польской границе воры ободрали медную оболочку с сигнальных кабелей. Deutsche Bahn, немецкая национальная железная дорога, заявила, что на ремонт потребуется три месяца.
На мосту, соединяющем польский город Згожелец с его немецким городом-побратимом Герлицем, провода, проложенные для электрификации железнодорожной линии, резко обрываются там, где начинается Германия.
В 2003 году Польша и Германия подписали соглашение об электрификации своих трансграничных линий. Но спустя почти 20 лет Берлин так и не выполнил свою часть сделки. Электропроводка на польской стороне никогда не использовалась. По сей день эту границу могут пересекать только дизельные поезда.