Тайная вечеря в Риге: почему собор Латвийской православной церкви "засекретили"

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Вечером 21 октября после того, как в латвийских, а затем и мировых СМИ разлетелась сенсация о состоявшемся 20 октября в Риге соборе Латвийской православной церкви и принятом на нем обращении к Патриарху Московскому и всея Руси о предоставлении ЛПЦ автокефалии, сама ЛПЦ приоткрыла занавес секретности над эпохальным событием. На сайте ЛПЦ была опубликована информация о состоявшемся соборе и принятых на нем решениях.
Так, 20 октября 2022 года по благословению Его Высокопреосвященства, высокопреосвященнейшего Александра, митрополита Рижского и всея Латвии, в Рижском храме в честь Всех Святых состоялся собор Латвийской православной церкви, сообщает официальный сайт ЛПЦ.
В работе собора приняли участие преосвященнейший Александр, епископ Даугавпилсский и Резекненский, преосвященнейший Иоанн, епископ Елгавский; духовенство ЛПЦ, игумения Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря, благочинная Спасо-Преображенской пустыни, настоятельница Илукстского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы, наместник Екабпилсского Свято-Духова монастыря, делегаты всех приходов ЛПЦ и представители Духовной семинарии.
Как отмечается на сайте ЛПЦ, во исполнение латвийского законодательства собор Латвийской православной церкви абсолютным большинством голосов проголосовал за внесение соответствующих требованиям закона о Латвийской православной церкви изменений в Устав ЛПЦ.
Как в СССР: Русскую православную церковь возмутил ценз оседлости для иерархов ЛПЦ
Отметив, что, согласно поправкам в законе о Латвийской православной церкви, инициированным президентом Эгилсом Левитсом и принятым Сеймом Латвийской Республики 8 сентября 2022 года, в Устав Латвийской православной церкви до 31 октября текущего года должны быть внесены соответствующие данным поправкам изменения.
И главное. В связи с принятием коренных изменений в законе о Латвийской православной церкви об автокефальном статусе ЛПЦ делегаты собора Латвийской православной церкви подписали обращение к святейшему патриарху Кириллу о каноническом решении статуса ЛПЦ, отмечается в сообщении ЛПЦ.
То есть фактически ЛПЦ подтвердила разлетевшуюся по мировым СМИ сенсацию как о прошедшем в Риге представительном соборе ЛПЦ, так и о внесении в устав Церкви изменений в соответствии с требованиями латвийских законов, а законы-то "провозгласили" автокефальный статус ЛПЦ. И основное – об обращении собора ЛПЦ к Патриарху Московскому и всея Руси о предоставлении ЛПЦ автокефалии.
Когда латвийские СМИ сообщили о соборе и принятых на нем решениях, вначале мало кто поверил в это. Так как такие эпохальные мероприятия не проводятся тайно, под завесой секретности. Опять же, зачем скрывать благие дела?
Ни до собора, ни после, до пятничного вечера 21 октября, на сайте ЛПЦ про данное мероприятие не было ни строчки. Более того, когда с подачи латвийских СМИ сенсация разлетелась по всему миру, на сайте ЛПЦ стали происходить совсем странные явления. С топа сайта исчезли новости, а на главной странице были выставлены публикации об истории ЛПЦ. Но к вечеру, когда ЛПЦ все-таки решила сообщить о соборе и принятых на нем решениях, на сайте все вернулось на круги своя.
Так отчего такая скрытность? Неужели те слухи, которые давно ходят по Риге о возможном переходе ЛПЦ в каноническую юрисдикцию Константинопольского патриархата, имеют под собой некие основания? Ведь если Московский патриархат откажет в прошении о предоставлении ЛПЦ автокефалии, то ЛПЦ может обращаться с тем же вопросом к Константинопольскому патриархату.
РПЦ скоро получит обращение властей Латвии об автокефалии
Как я ранее отмечал, в кулуарах Сейма давно говорят о подобном возможном варианте развития событий. Как рассказал один депутат из числа правящих, в определенных кругах в Риге якобы ведется обсуждение возможности обращения ЛПЦ к Константинопольскому патриархату о предоставлении томоса об автокефалии.
Основанием данного обращения будет, как утверждают в кулуарах Сейма, недавнее спорное постановление патриарха Варфоломея об отмене решения 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. А по состоянию на 1686 год часть территории Латвии входила в состав Киевской митрополии. Не полностью, но прецедент предоставления томоса Православной церкви Украины, даже с учетом того, что значительная часть Украины не входила в состав Киевской митрополии, показывает, что на это можно не обращать внимания.
То есть, если Московский патриархат не удовлетворит прошение ЛПЦ о предоставлении автокефалии, то митрополит Александр вполне может, гипотетически, ссылаясь на требование латвийского закона, что он постоянно и делает, обратиться в Константинопольский патриархат.
Возникает вопрос, а склонен ли Московский патриархат предоставить автокефалию ЛПЦ? Для ответа на этот вопрос посмотрим официальные заявление представителей Русской православной церкви.
На сайте Латвийской православной церкви 17 октября под заголовком "Русская православная церковь отвечает на вопрос частных лиц из Латвийской Республики, обеспокоенных текущей ситуацией" было опубликовано ( https://www.pravoslavie.lv/index.php?newid=9699 ) письмо митрополита Крутицкого и Коломенского, руководителя недавно созданного управления Московской патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья Павла, в котором он констатировал:
"Изменения, внесённые 8 сентября 2022 года Сеймом Латвийской Республики в закон о Латвийской православной церкви о её "автокефалии" были приняты без согласования с Церковью, носят исключительно юридический характер и касаются лишь юридического статуса Церкви в Латвии, о чём и было заявлено 9 сентября 2022 года пресс-службой Латвийской православной церкви".
То есть прямо отвечающий за дела ЛПЦ влиятельный митрополит Павел исходит из того, что странное решение латвийских законодателей о "провозглашении" автокефалии ЛПЦ носит юридический, а не канонический характер. В этой связи сомнительно, что РПЦ готова следовать абсурдным попыткам латвийских властей вмешиваться в канонические вопросы.
Поправки об автокефалии: приступ русофобии или торжество абсурда?
В РПЦ считают ЛПЦ самоуправляемой церковью. "Статус самоуправляемой церкви — именно тот статус, который Латвийская православная церковь имела при архиепископе Иоанне Поммере и имеет ныне. Этот статус был подтвержден томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 году. Для его достижения не требуются никаких законодательных перемен. В законе о положении православной церкви, принятом латвийским Сеймом в 1926 году, проект которого был подготовлен самим архиепископом Иоанном и который упоминается в заявлении президента Латвии, речь шла о "правах самоуправления и самоопределения". Но это не был статус автокефалии, как ошибочно полагает господин Левитс", — заявил советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Балашов.
Но если верить в теорию заговора, в то, что митрополит Александр, как в кулуарах Сейма утверждают некоторые депутаты, ведёт ЛПЦ в сторону Константинопольского патриархата, в юрисдикции которого она находилась с 1936 по 1940 год, то возникает множество вопросом.
Готов ли будет собор ЛПЦ принять обращение об автокефалии к Константинопольскому патриархату? Особенно с учетом печального опыта "константинополизации" Эстонии, где храмы Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского патриархата пустуют (там около 7 тысяч прихожан), а храмы Эстонской православной церкви Московского патриархата посещают более 100 тысяч прихожан.
Опять же, отношение населения Латвии в 1936—1940 годах к находившемуся на территории в тот момент "антирелигиозного" СССР Московскому патриархату было иным, чем сейчас. Именно поэтому переход ЛПЦ в 30-х годах в Константинопольский патриархат был воспринят достаточно спокойно. Сейчас же ситуация явно иная.
Близкий к властным кругам политолог Андис Кудорс ранее отмечал, что предпочел бы видеть ЛПЦ в юрисдикции Константинопольского патриархата, однако подчеркивал, что приказать ЛПЦ это сделать власти не могут.
"Священники не развернутся в сторону Константинополя из опасения раскола. Если бы сейчас Латвийская православная церковь решила, как Украинская, перейти под юрисдикцию Вселенского патриархата, русскоязычное сообщество Латвии раскололось бы на два лагеря", — отметил Кудорс.
Русская православная церковь занялась вопросом по решению Сейма о руководстве ЛПЦ
Опять же, данный сценарий церковного раскола уже внутри ЛПЦ крайне опасен для самой Латвии. Как я уже отметил, в Киевскую митрополию входила часть Латвии. А именно, города Даугавпилс, Резекне, Лудза и Екабпилс относились к Полоцкой епархии Киевской митрополии. Вот если что-то в реализации такого возможного плана ухода под юрисдикцию Константинопольского патриархата пойдет не так, и мы увидим в ЛПЦ актуализацию старых линий территориальных разломов, удивительно совпадающих с границами Инфлянт Польских? Опять же, здравомыслящие люди не будут накладывать на Латвию карты XVII века, когда и самой-то Латвии не существовало.
Но вот как соотнести здравомыслие и секретную завесу над собором ЛПЦ? Всё, что происходит втайне, рождает конспирологические версии. А нам остается только ждать, пока сумрак таинственности рассеется. И мы увидим, что же происходит в ЛПЦ.
Напомним, что 8 сентября Сейм Латвии большинством голосов утвердил подготовленные президентом Эгилсом Левитсом при содействии лидера проигравшей на выборах Консервативной партии министра юстиции Яниса Борданса абсурдные с канонической точки зрения поправки к закону о Латвийской православной церкви, в соответствии с которыми она объявляется автокефальной. Соответствующие изменения в устав ЛПЦ должна будет внести до 31 октября этого года.