https://lv.sputniknews.ru/20220909/popravki-ob-avtokefalii-pristup-rusofobii-ili-torzhestvo-absurda-22721484.html
Поправки об автокефалии: приступ русофобии или торжество абсурда?
Поправки об автокефалии: приступ русофобии или торжество абсурда?
Sputnik Латвия
Утвержденные Сеймом поправки к закону о Латвийской православной церкви могут иметь далеко идущие последствия 09.09.2022, Sputnik Латвия
2022-09-09T12:03+0300
2022-09-09T12:03+0300
2022-09-09T13:06+0300
колумнисты
латвия
латвийская православная церковь
рпц
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/115/56/1155671_0:0:1052:592_1920x0_80_0_0_58d23f6444da9044661b97108d6ea08e.jpg
Сейм Латвии большинством голосов утвердил подготовленные президентом Эгилсом Левитсом при содействии лидера Консервативной партии министра юстиции Яниса Борданса поправки к закону о Латвийской православной церкви (ЛПЦ), в соответствии с которыми она объявляется автокефальной. Соответствующие изменения в устав ЛПЦ должна внести до 31 октября этого года.Мировая православная общественность и ученые-теологи пребывают в недоумении, так как автокефалию ЛПЦ может предоставить, по церковным законам, лишь материнская Церковь, а это для ЛПЦ Московский патриархат.Собственно, в Русской православной церкви прокомментировали инициативу Левитса ещё на момент её появления именно в этом ключе: автокефалию, то есть церковную независимость, может предоставить Латвийской православной церкви только Русская православная церковь (РПЦ), являющаяся для нее церковью-матерью, и вмешательство государства в эти вопросы антиконституционно.Но сможет ли ЛПЦ может убедить Московский патриархат предоставить ей автокефалию, да ещё и до 31 октября?"Это всё должно исходить от православной церкви. В этом вся непонятная ситуация. Как бы этот процесс ни происходил, его должно инициировать само руководство Латвийской православной церкви. Они должны вначале договориться каким-то образом с Москвой, что они собираются выйти, и договориться с Константинополем, например, о том, что им, как и в случае Украины, выдадут документ, постановление о том, что они теперь будут автокефальной, независимой православной церковью", — считает научный ассистент факультета теологии Латвийского университета Никита Андреев.В этой связи интересно, что в кулуарах Сейма говорят о подобном возможном варианте развития событий. Как рассказал один депутат из числа правящих, в определенных кругах в Риге якобы ведется обсуждение возможности обращения ЛПЦ к Константинопольскому патриархату о предоставлении томоса об автокефалии.Основанием данного обращения будет недавнее спорное постановление патриарха Варфоломея об отмене решения 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. А по состоянию на 1686 год часть территории Латвии входила в состав Киевской митрополии. Не полностью, но прецедент предоставления томоса Православной церкви Украины, даже с учетом того, что значительная часть Украины не входила в состав Киевской митрополии, показывает, что на это можно не обращать внимания.Предполагается, что митрополит Рижский и всея Латвии Александр сможет формально объяснить подачу обращения в Константинопольский патриархат требованием закона, который только что принят Сеймом по инициативе Левитса.Вместе с тем, как отметил собеседник, данный "церковный заговор" является внешним для ЛПЦ, поэтому многое будет зависеть от того, согласится ли в нем участвовать как митрополит Александр, так и клир ЛПЦ.Но, вероятно, это лишь слухи и конспирологические версии, вызванные молчанием самой ЛПЦ как по поводу инициативы Левитса, так и уже принятого закона. Опять же, появлению таких слухов способствует то обстоятельство, что те же принятые в 2019 году поправки к закону о ЛПЦ, в соответствии с которыми ее иерархами могут быть лишь граждане республики, прожившие в Латвии более 10 лет, были одобрены и самой ЛПЦ. Именно эти поправки фактически исключили возможность направления в Латвию иерархов из России, как это было в случае митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения.И тут встает вопрос: правда ли это или только слухи? И готов ли митрополит Александр к такому развитию событий? Особенно с учетом печального опыта "константинополизации" Эстонии, где храмы Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского патриархата пустуют (там около 7 тысяч прихожан), а храмы Эстонской православной церкви Московского патриархата посещают более 100 тысяч прихожан.Опять же, отношение населения Латвии в 1936—1940 годах к находившемуся на территории в тот момент "антирелигиозного" СССР Московскому патриархату было иным, чем сейчас. Именно поэтому переход ЛПЦ в 30-х годах в Константинопольский патриархат был воспринят достаточно спокойно. Сейчас же ситуация явно иная.К тому же мало ли что в Сейме болтают. Я бы критично относился к такому варианту развития событий. Ведь данный сценарий крайне опасен для самой Латвии.Как я уже отметил, в Киевскую митрополию входила часть Латвии. А именно, города Даугавпилс, Резекне, Лудза и Екабпилс относились к Полоцкой епархии Киевской митрополии. Так вот, а что если что-то в реализации плана "церковных заговорщиков" пойдет не так, и мы увидим в ЛПЦ актуализацию старых линий территориальных разломов, удивительно совпадающих с границами Инфлянт Польских?Здравомыслящие люди не будут накладывать на Латвию карты XVII века, когда и самой-то Латвии не существовало, но такое определение вряд ли подходит к Левитсу и Бордансу как, судя по итогам голосования, и к большинству Сейма.Интересно, что близкий к властным кругам политолог Андис Кудорс ранее отмечал, что предпочел бы видеть ЛПЦ в юрисдикции Константинопольского патриархата, однако подчеркивал, что приказать ЛПЦ это сделать власти не могут."Священники не развернутся в сторону Константинополя из опасения раскола. Если бы сейчас Латвийская православная церковь решила, как Украинская, перейти под юрисдикцию Вселенского патриархата, русскоязычное сообщество Латвии раскололось бы на два лагеря", — отметил Кудорс.Но всё-таки вернемся к самому тексту поправок от Левитса. В нем написано: "Церковь - Латвийская православная церковь со всеми ее епархиями, приходами и учреждениями, полностью самостоятельна и независима от какой-либо церковной власти за пределами Латвии (автокефальная церковь)".А вот в обосновании отмечается, что самостоятельный и независимый статус Латвийской православной церкви исторически де-факто был установлен томосом 1921 года, выданным Патриархом Московским и всея Руси Тихоном архиепископу Рижскому и Латвийскому Иоанну (Поммеру), который возглавлял ЛПЦ в 1921—1934 годах.Но в РПЦ тут же отметили, что в 1921 году ни о какой автокефалии речи не шло."Статус самоуправляемой церкви — именно тот статус, который Латвийская православная церковь имела при архиепископе Иоанне Поммере и имеет ныне. Этот статус был подтвержден томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 году. Для его достижения не требуются никакие законодательные перемены. В законе о положении православной церкви, принятом латвийским Сеймом в 1926 году, проект которого был подготовлен самим архиепископом Иоанном и который упоминается в заявлении президента Латвии, речь шла о "правах самоуправления и самоопределения". Но это не был статус автокефалии, как ошибочно полагает господин Левитс", — заявил советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Балашов.Читая как текст поправок, так и пояснений к ним, складывается впечатление, что в офисе Левитса и Минюсте попросту не знают разницы между понятиями автокефальная церковь и автономная церковь. Тем более что ЛПЦ давно заявляет о том, что она является автономной. Хотя в Московском патриархате ее и считают самоуправляемой.Но если предположить, что никакой игры с Константинопольским патриархатом нет, а в законе сознательно и со знанием нюансов прописан автокефальный статус ЛПЦ, то выходит, что президент Латвии и Сейм попросту приняли, пожалуй, первое в истории светское решение в церковной канонической области.По сути, это открывает широкие возможности для продолжения подобной абсурдной деятельности. С таким же успехом президент Латвии может внести законопроект, а Сейм проголосовать о причислении Карлиса Улманиса к лику святых. Абсурд? Почему?Вот и непонятно, что стоит за решением Левитса и Сейма: игра ли Константинопольского патриархата либо американских политтехнологов в области внешней политики, просто глупость или абсурдное распространение юрисдикции светских властей на церковную жизнь.Ответ на эти вопросы мы узнаем, наблюдая за дальнейшим развитием событий вокруг ЛПЦ.
https://lv.sputniknews.ru/20220905/poslednyaya-sessiya-nyneshnego-sostava-seyma-kakie-poslednie-resheniya-on-primet-22680680.html
https://lv.sputniknews.ru/20181216/cerkov-raskol-pravoslavie-10345664.html
https://lv.sputniknews.ru/20190607/Russkaya-pravoslavnaya-tserkov-zanyalas-voprosom-po-resheniyu-Seyma-o-rukovodstve-LPTs-11762850.html
https://lv.sputniknews.ru/20181228/konstantinopol-kiev-latvia-cerkov-10480148.html
https://lv.sputniknews.ru/20220906/v-rpts-napomnili-levitsu-istoriyu-latviyskoy-pravoslavnoy-tserkvi-22682458.html
латвия
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Дмитрий Ермолаев
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/464/75/4647558_134:0:598:463_100x100_80_0_0_14c567b024ecc7b63c58f173ac6043bd.jpg
Дмитрий Ермолаев
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/464/75/4647558_134:0:598:463_100x100_80_0_0_14c567b024ecc7b63c58f173ac6043bd.jpg
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/115/56/1155671_132:0:921:592_1920x0_80_0_0_8d62d9d3660e606d9c183d8f848bb9b6.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Дмитрий Ермолаев
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/464/75/4647558_134:0:598:463_100x100_80_0_0_14c567b024ecc7b63c58f173ac6043bd.jpg
колумнисты, латвия, латвийская православная церковь, рпц
колумнисты, латвия, латвийская православная церковь, рпц
Сейм Латвии большинством голосов утвердил подготовленные президентом Эгилсом Левитсом при содействии лидера Консервативной партии министра юстиции Яниса Борданса поправки к закону о Латвийской православной церкви (ЛПЦ), в соответствии с которыми она объявляется автокефальной. Соответствующие изменения в устав ЛПЦ должна внести до 31 октября этого года.
Мировая православная общественность и ученые-теологи пребывают в недоумении, так как автокефалию ЛПЦ может предоставить, по церковным законам, лишь материнская Церковь, а это для ЛПЦ Московский патриархат.
Собственно, в Русской православной церкви прокомментировали инициативу Левитса ещё на момент её появления именно в этом ключе: автокефалию, то есть церковную независимость, может предоставить Латвийской православной церкви только Русская православная церковь (РПЦ), являющаяся для нее церковью-матерью, и вмешательство государства в эти вопросы антиконституционно.
Но сможет ли ЛПЦ может убедить Московский патриархат предоставить ей автокефалию, да ещё и до 31 октября?
"Это всё должно исходить от православной церкви. В этом вся непонятная ситуация. Как бы этот процесс ни происходил, его должно инициировать само руководство Латвийской православной церкви. Они должны вначале договориться каким-то образом с Москвой, что они собираются выйти, и договориться с Константинополем, например, о том, что им, как и в случае Украины, выдадут документ, постановление о том, что они теперь будут автокефальной, независимой православной церковью", —
считает научный ассистент факультета теологии Латвийского университета Никита Андреев.
В этой связи интересно, что в кулуарах Сейма говорят о подобном возможном варианте развития событий. Как рассказал один депутат из числа правящих, в определенных кругах в Риге якобы ведется обсуждение возможности обращения ЛПЦ к Константинопольскому патриархату о предоставлении томоса об автокефалии.
Основанием данного обращения будет недавнее спорное постановление патриарха Варфоломея об отмене решения 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. А по состоянию на 1686 год часть территории Латвии входила в состав Киевской митрополии. Не полностью, но прецедент предоставления томоса Православной церкви Украины, даже с учетом того, что значительная часть Украины не входила в состав Киевской митрополии, показывает, что на это можно не обращать внимания.
Предполагается, что митрополит Рижский и всея Латвии Александр сможет формально объяснить подачу обращения в Константинопольский патриархат требованием закона, который только что принят Сеймом по инициативе Левитса.
Вместе с тем, как отметил собеседник, данный "церковный заговор" является внешним для ЛПЦ, поэтому многое будет зависеть от того, согласится ли в нем участвовать как митрополит Александр, так и клир ЛПЦ.
Но, вероятно, это лишь слухи и конспирологические версии, вызванные молчанием самой ЛПЦ как по поводу инициативы Левитса, так и уже принятого закона. Опять же, появлению таких слухов способствует то обстоятельство, что те же принятые в 2019 году поправки к закону о ЛПЦ, в соответствии с которыми ее иерархами могут быть лишь граждане республики, прожившие в Латвии более 10 лет, были одобрены и самой ЛПЦ. Именно эти поправки фактически исключили возможность направления в Латвию иерархов из России, как это было в случае митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения.
И тут встает вопрос: правда ли это или только слухи? И готов ли митрополит Александр к такому развитию событий? Особенно с учетом печального опыта "константинополизации" Эстонии, где храмы Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского патриархата пустуют (там около 7 тысяч прихожан), а храмы Эстонской православной церкви Московского патриархата посещают более 100 тысяч прихожан.
Опять же, отношение населения Латвии в 1936—1940 годах к находившемуся на территории в тот момент "антирелигиозного" СССР Московскому патриархату было иным, чем сейчас. Именно поэтому переход ЛПЦ в 30-х годах в Константинопольский патриархат был воспринят достаточно спокойно. Сейчас же ситуация явно иная.
К тому же мало ли что в Сейме болтают. Я бы критично относился к такому варианту развития событий. Ведь данный сценарий крайне опасен для самой Латвии.
Как я уже отметил, в Киевскую митрополию входила часть Латвии. А именно, города Даугавпилс, Резекне, Лудза и Екабпилс относились к Полоцкой епархии Киевской митрополии. Так вот, а что если что-то в реализации плана "церковных заговорщиков" пойдет не так, и мы увидим в ЛПЦ актуализацию старых линий территориальных разломов, удивительно совпадающих с границами Инфлянт Польских?
Здравомыслящие люди не будут накладывать на Латвию карты XVII века, когда и самой-то Латвии не существовало, но такое определение вряд ли подходит к Левитсу и Бордансу как, судя по итогам голосования, и к большинству Сейма.
Интересно, что близкий к властным кругам политолог Андис Кудорс ранее отмечал, что предпочел бы видеть ЛПЦ в юрисдикции Константинопольского патриархата, однако подчеркивал, что приказать ЛПЦ это сделать власти не могут.
"Священники не развернутся в сторону Константинополя из опасения раскола. Если бы сейчас Латвийская православная церковь решила, как Украинская, перейти под юрисдикцию Вселенского патриархата, русскоязычное сообщество Латвии раскололось бы на два лагеря", — отметил Кудорс.
Но всё-таки вернемся к самому тексту поправок от Левитса. В нем написано: "Церковь - Латвийская православная церковь со всеми ее епархиями, приходами и учреждениями, полностью самостоятельна и независима от какой-либо церковной власти за пределами Латвии (автокефальная церковь)".
А вот в обосновании отмечается, что самостоятельный и независимый статус Латвийской православной церкви исторически де-факто был установлен томосом 1921 года, выданным Патриархом Московским и всея Руси Тихоном архиепископу Рижскому и Латвийскому Иоанну (Поммеру), который возглавлял ЛПЦ в 1921—1934 годах.
Но в РПЦ тут же отметили, что в 1921 году ни о какой автокефалии речи не шло.
"Статус самоуправляемой церкви — именно тот статус, который Латвийская православная церковь имела при архиепископе Иоанне Поммере и имеет ныне. Этот статус был подтвержден томосом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 году. Для его достижения не требуются никакие законодательные перемены. В законе о положении православной церкви, принятом латвийским Сеймом в 1926 году, проект которого был подготовлен самим архиепископом Иоанном и который упоминается в заявлении президента Латвии, речь шла о "правах самоуправления и самоопределения". Но это не был статус автокефалии, как ошибочно полагает господин Левитс", — заявил советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Балашов.
Читая как текст поправок, так и пояснений к ним, складывается впечатление, что в офисе Левитса и Минюсте попросту не знают разницы между понятиями автокефальная церковь и автономная церковь. Тем более что ЛПЦ давно заявляет о том, что она является автономной. Хотя в Московском патриархате ее и считают самоуправляемой.
Но если предположить, что никакой игры с Константинопольским патриархатом нет, а в законе сознательно и со знанием нюансов прописан автокефальный статус ЛПЦ, то выходит, что президент Латвии и Сейм попросту приняли, пожалуй, первое в истории светское решение в церковной канонической области.
По сути, это открывает широкие возможности для продолжения подобной абсурдной деятельности. С таким же успехом президент Латвии может внести законопроект, а Сейм проголосовать о причислении Карлиса Улманиса к лику святых. Абсурд? Почему?
Вот и непонятно, что стоит за решением Левитса и Сейма: игра ли Константинопольского патриархата либо американских политтехнологов в области внешней политики, просто глупость или абсурдное распространение юрисдикции светских властей на церковную жизнь.
Ответ на эти вопросы мы узнаем, наблюдая за дальнейшим развитием событий вокруг ЛПЦ.