РИГА, 8 окт — Sputnik, Алексей Стефанов. Эстонские власти продолжают беспредельничать – в последние полгода активно избавляются от всех, кто неугоден. Спецслужбы пользуются тем, что в стране живут десятки тысяч людей с паспортами граждан РФ, но не из числа вновь прибывших, а именно постоянно проживавших в Эстонии на протяжении десятилетий.
Первым в списке был руководитель "Бессмертного полка" в Таллине Алексей Есаков, которого в мае этого года обманным путем фактически похитили сотрудники полиции безопасности (КаПо) и вывезли в Нарву, где без денег, телефона и личных вещей выставили на территорию России. С запретом въезжать в страны шенгенской зоны на пять лет. После него по такому же сценарию расправились еще с несколькими постоянными жителями Эстонии.
А последними (на время публикации) стали жители Нарвы – афганец Андрей Сущев и ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС Сергей Непримеров. Первого выдворили 21 сентября, второго – 30 сентября. И снова не обошлось без издевательств, обмана и запрета в ближайшие пять лет воссоединяться с семьями в Эстонии.
В данный момент оба живут в российском Ивангороде – на другой стороне реки Нарва. Корреспонденту Sputnik Латвия удалось связаться с обоими и узнать из первых уст, как все происходило и что они намерены делать дальше.
Месть за активную честную жизнь
"Я шел на похороны друга в Ивангород, и меня задержали прямо на границе. Ничего не объяснили, посадили в камеру, а через время пришел представитель миграционного департамента, и объявил, что меня лишили вида на жительство и наложили запрет на въезд в Эстонию и во все страны Шенгена на пять лет", - вспоминает 30 сентября Сергей Непримеров.
Он спросил чиновника, чем представляет опасность Евросоюзу, на что получил довольно честный ответ: "Активным участием во всех мероприятиях, проводимых в связи с победой Советского Союза во Второй мировой войне, участием в "Бессмертном полку".
"Через полтора часа я уже стоял на нейтральной полосе, на мосту. И со мной было все мое имущество в виде зонтика. Мне не дали собраться, взять с собой вещи. На мою просьбу доехать до дома, чтобы я взял хотя бы таблетки от диабета, так ничего и не ответили", - поражается собеседник.
Сергей Непримеров проживал в Эстонии с 1964 года, там осталась жена, две дочери и внуки, но для властей Эстонии — это не преграда. Воспользовавшись вседозволенностью в связи с огульной русофобией и тем, что Европа на такие нарушения прав человека давно закрывает глаза, его просто выгнали из страны.
Более конкретно причины своего выдворения он узнал из доверенности, которую прислал нарвский адвокат. Среди прочего ему было задано восемь или девять вопросов, на которые он должен был ответить и которые, видимо, будут фигурировать в суде.
"Был, к примеру, такой вопрос: какими организациями вы руководили? Нарвским союзом ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Чернобыльцы на всем постсоветском пространстве вне политики. Девиз чернобыльцев - гуманность и милосердие. Все, что связано с чернобыльской катастрофой, с союзом чернобыльцев - никаких действий против Эстонии я не предпринимал. Да, мы добивались каких-то социальных гарантий от эстонских властей, но так и от российского государства тоже", - рассказывает Непримеров.
Также там был вопрос, принимал ли он участие в каких-либо шествиях, празднествах, посвященных Великой Отечественной войне. Да, принимал, говорит он, - участвовал в шествии "Бессмертный полк" с портретами своих дедушек, которые воевали и оба по три года просидели в фашистском плену - "так что обо всех ужасах той войны знаю не понаслышке".
"Кроме того, я был членом оргкомитета, который устраивал все мероприятия, связанные с Великой Отечественной войной. У нас их было несколько: 14 февраля отмечали День памяти высадки Мерекюльского десанта, 9 мая – День Победы, 22 июня – начало войны, 26 июля - День освобождения Нарвы от немецко-фашистских захватчиков. Но все эти мероприятия проводились на законном основании - с разрешения городских властей, Департамента полиции Нарвы. В первые годы нас даже полиция охраняла", - вспоминает Сергей Непримеров.
А когда в 2022 году его и других активистов попросили не использовать символику "в связи с агрессивной политикой России", чтобы не было никаких эксцессов, Непримеров и его товарищи "сделали все, чтобы в городе не было взрыва". В итоге напряженности на 9 мая удалось избежать. И даже позже, когда в Нарве начали сносить все памятники красноармейцам.
Правда, напрямую с адвокатом Сергей Непримеров не общается, поскольку он находится в Нарве. За него это делает его супруга, которая по доверенности представляет его интересы. Собеседник считает, что есть все шансы добиться возвращения домой, "но определенно сейчас сказать ничего нельзя".
А пока в Нарве решается его дальнейшая судьба, Непримеров остановился у вдовы своего друга. "Она сама меня попросила, чтобы я у нее пожил. Она же мужа похоронила – ей тяжело сейчас. Говорит, хоть живая душа есть в квартире, полегче пережить утрату", - поясняет собеседник.
Виноват не виноват – выдворить и все!
Андрей Сущев был выдворен из Нарвы за девять дней до Непримерова – 21 сентября. "Позвонили якобы полицейские и сказали, что мою машину во дворе кто-то задел. Я примерно понимал, что это не так – сигнализация не сработала. Но вышел. И мне тут же надели наручники, втолкнули обратно в квартиру, ничего не объясняя, попросили собрать документы и повезли к себе в отделение", - вспоминает Сущев.
Уже в участке ему сообщили, что он лишается вида на жительство с запретом на въезд в страны шенгенского договора сроком на пять лет, поскольку принимал активное участие в праздниках, связанных с Днем Победы, освобождением Нарвы от немецко-фашистских захватчиков. Не забыли и про снесенный памятник-танк, который он до последнего охранял, заступая в "ночной дозор".
"С памятником вообще странная ситуация – по факту мы поддерживали порядок, чтобы никто ничего противозаконного не сделал. И по первой же просьбе со стороны властей освободили площадку. Никто сопротивления не оказывал, ничего противозаконного не делал", - говорит собеседник.
А еще он присутствовал при недавнем торжественном открытии памятника-танка уже в российском Ивангороде. Его установили, как значится на табличке, временно взамен снесенного в Нарве. Но, как отмечает Сущев, присутствовать на открытии памятника в Ивангороде законом не запрещено. Также никаких предупреждений, что жителям Эстонии нельзя или не рекомендуется присутствовать на этом мероприятии, никто из властей Эстонии не делал.
В чем еще провинился Андрей Сущев? Ему вменили в вину организацию большинства мероприятий, посвященных памяти павших красноармейцев и дню Победы, хотя он не был их организатором, а только активным участником. А в 2016 и 2017 годах, будучи в советской военной форме, нес Знамя Победы во главе колонны "Бессмертного полка". Это почетное право ему доверяли, поскольку Сущев - ветеран афганской войны. Никто же не думал, что спустя всего пять лет - это может выйти боком. К слову, уходил "исполнять интернациональный долг" в Афганистан Сущев из Нарвы, поскольку родился в Эстонии.
Собраться Андрею Сущеву спецслужбы Эстонии также не дали. Сразу после изолятора проводили на мост между Нарвой и Ивангородом, и все. Дома у него остались гражданская супруга и мама.
В отличие от Непримерова он в буквальном смысле оказался на улице. Хорошо, с жильем помогло самоуправление Ивангорода – выделило квартиру. Она, правда, оказалась в плохом состоянии, поскольку в ней долго никто не жил, но на помощь пришел батюшка из местного прихода – приютил Сущева в церкви. Теперь он там ночует, а днями, по возможности, в своей временной квартире делает ремонт.
Надеемся вернуться в Эстонию, но уже готовы работать в России
Поскольку Ивангород небольшой, о Непримерове и Сущеве знает весь городок. В администрации Ивангорода к ним относятся очень тепло. И на видеосвязь мы выходили именно благодаря сотрудникам местного самоуправления. С оформлением документов им также уже помогли.
А тем временем в Нарве решается судьба выдворенных мужчин. Защищают их адвокаты от евродепутата Яны Тоом, за них беспокоятся депутаты Нарвы, стараются также оказывать юридическую помощь. "Нарвитяне – добрые, неравнодушные люди. В отличие от других городов, нарвитяне очень дружны", - заверяют оба собеседника.
И мечтают вернуться домой, в Нарву. Считают, что шансы есть. Потому и не уезжают вглубь России. Хотя понимают, что эта история может затянуться надолго. Сергей Непримеров говорит, что он хотя бы получает пенсию, как ликвидатор чернобыльской аварии – 20 тысяч рублей. Правда, этих денег хватит только на аренду квартиры в Кингесепе, а жить уже будет не на что. А вот Сущев не получает вообще ничего.
Поэтому мы сообща решили сделать предложение потенциальным работодателям – вдруг и вправду поможем выдворенным из Эстонии русским людям устроиться на работу. Андрей Сущев учился на сварщика, работал монтажником. И он очень хороший специалист по газовому оборудованию. А Сергей Непримеров много лет отработал дальнобойщиком – он "водитель с огромным стажем", но сейчас, в силу возраста, хотел бы устроиться шофером "на какой-то небольшой машинке, потому что есть еще порох в пороховницах".
"Будем считать, что мы предложили себя на рынке труда", - улыбнулся на прощание Сергей Непримеров. Хотя предложение вполне серьезное. Будем рады, если кто-то из работодателей и вправду откликнется.