РИГА, 26 сен — Sputnik. Новое миграционное законодательство, визы, употребление русского языка и снос советских памятников – посол России в Латвии Михаил Ванин прокомментировал текущее положение дел в интервью газете "Известия".
ВНЖ, визы
В настоящее время Латвия, как и две другие страны Прибалтики, а также Польша, ввела ограничения на въезд россиян с шенгенскими визами.
По словам Михаила Ванина, на сегодняшний день, по крайней мере формально, ограничения на въезд не относятся к обладателям долгосрочных виз категории D, то есть тем, кому разрешено учиться, работать или постоянно проживать в одной из стран Шенгенского соглашения. Также запреты не должны коснуться работников компаний, осуществляющих транспортные и пассажирские перевозки, моряков, россиян, которые получили визы по гуманитарным соображениям, и сотрудников посольства РФ, членов их семей и дипкурьеров.
"Но, зная "креативность" наших коллег из МИД Латвии и смежных с ним структур, не исключаем, что и к некоторым из вышеупомянутых категорий всё же могут быть осуществлены провокационные подходы, которые завершатся отказом во въезде в Латвию", – уточнил посол.
В свою очередь, Москва не собирается отвечать симметрично – все запросы на получение виз латвийскими гражданами консульский отдел российского посольства рассматривает в обычном режиме.
Помимо правил выдачи виз, в Латвии изменили и правила получения и продления ВНЖ, суть их сводится к тому, что до 30 июня 2023 года приостанавливается продление ВНЖ, выданных гражданам РФ за инвестиции, а продление постоянных видов на жительство (ПМЖ) будет обусловлено сдачей экзамена на знание латышского языка.
Комментируя нововведения, Ванин назвал эти поправки в закон об иммиграции дискриминационными и популистскими.
"Рига в очередной раз нарушила все мыслимые нормы этики, морали, а также международного права, по сути, сегрегировав общество на тех, кто имеет "наследственное и божественное право", и тех, кому предоставляются "привилегии" пребывания в европейских странах. Такого рода формулировки от первых лиц страны откровенно напоминают нацистские практики сравнительно недавнего прошлого", – сказал Ванин.
Русский язык
Минюст Латвии занимается законопроектами, ограничивающими использование русского языка в общественной сфере, при предоставлении услуг – в том числе и коммерческими компаниями. Также Сейм одобрил поправки к законам об образовании, которые предполагают полный перевод обучения в школах нацменьшинств на латышский, хотя в стране для трети населения родным является русский язык.
Новые ограничения, по словам Ванина, – это откровенная дискриминация по этническому и языковому принципу.
"Местные власти воспринимают распространенность русского языка исключительно как наследие "советской оккупации", "трагическое" следствие "принудительной русификации" латышского народа, прямую угрозу сохранению латышского языка", – указал посол.
Он отметил, что желание искоренить русский язык не останавливают даже объективные препятствия – например, нехватка учителей и непродуманность реформы.
При этом выражать протест в Латвии сегодня – уже невозможно на митингах и акциях, страна стала полицейским государством, где инакомыслие всячески преследуется.
"Сегодня в Латвии приходится бороться за право быть русскими и говорить на родном языке. Всё идет к тому, что на русском можно будет только молчать", – сказал Ванин, добавив, что сегодня все больше русских уезжают в РФ.
Памятники
Курс Латвии, да и всей Прибалтики, на борьбу с советским прошлым, снос памятников советским воинам стали идеологией. Попытки Москвы призвать Ригу не нарушать международные соглашения, касающиеся военно-мемориальной сферы, не возымели действия.
"Рига предприняла кощунственные попытки "легитимизовать" незаконный снос памятников посредством законодательных "махинаций", которые в корне противоречат международно-правовым обязательствам республики", – сказал Ванин.
Он отметил, что "бесстыдные бравады" латвийских политиков о том, что большинство демонтированных памятников они планируют использовать "в качестве строительного материала для дорожных работ", свидетельствуют о том, что политическое руководство Латвии одолевают реваншистские националистические настроения.
"Сегодня Латвия пала жертвой пандемии "национализма и исторического беспамятства" — крайне токсичного и опасного вируса, который, пожирая собственное прошлое, подчистую стирает память о подвигах собственного народа и усиливает раскол в многонациональном обществе страны", — сказал Ванин.