Памятник, установленный в 2018 году, помпезно назывался "Латвийский улей свободы". Он был отлит в виде улья из бронзы, покрытой зеленой патиной, и украшен пчелами из нержавеющей стали. Пчелы символизировали 12 тысяч латышских легионеров СС, которые содержались в плену в Зедельгеме.
По словам скульптора Кристапса Гулбиса, он выбрал в качестве символа именно пчел, потому что они миролюбивы, спокойно трудятся, ни на кого первыми не нападают. Но если понадобится, дружно защищают свой улей.
Вывод историков: памятник оправдывает военные преступления
Однако у многих бельгийцев оказалась иная точка зрения. Не на пчел, а на эсэсовцев. Начались протесты. Власти Зедельгема не могли их игнорировать.
Кроме того, памятник давал повод местным неонацистам повод задать правительству резонный вопрос: почему мы героизируем латышских легионеров СС, а своих, бельгийских, по-прежнему считаем предателями и преступниками?
Год назад была создана специальная комиссия из пятнадцати историков, которая работала несколько месяцев. И в итоге пришла к выводу, что "памятник является преклонением перед нацистским режимом и оправдывает военные преступления".
В декабре 2021 года муниципалитет принял решение о демонтаже памятника. Что тут началось! Латвийские министры, депутаты, лидеры партий, представители общественности провели тогда настоящую психическую атаку на власти Зедельгема, призывая отказаться от демонтажа. Но, как видим, не помогло.
Реабилитация нацизма
Сейчас в ход пошли свежие аргументы. Руководство Музея оккупации Латвии заявило: российская агрессия против Украины должна заставить бельгийцев вернуть памятник на место.
Это очень интересная логика. Нынешние боевые действия на Украине воспринимаются как продолжение Второй Мировой войны. Снова – по логике латвийских сторонников памятника – Россия сражается против Европы, ударным и наиболее боеспособным отрядом которой являются неонацисты.
Не так уж это и далеко от истины, надо признать. Но едва ли такой аргумент повлияет на власти Зедельгема.
На "бельгийском фронте" поклонники легиона СС потерпели поражение. Но в Латвии они кое-чего добились. Если просмотреть публикации в латвийских СМИ по поводу демонтажа памятника, то вы почти нигде не найдете слов "СС" или "эсэсовцы".
Перенимая риторику латышских неонацистов, СМИ – включая русскоязычные – называют эсэсовцев "легионерами" (без "СС"), "солдатами" и "бойцами Латышского добровольческого легиона, сражавшимися за свою родину"!
Так и происходит реабилитация нацизма. Надо отдать должное латвийским властям – они в ней преуспели.