Глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс приветствовал намерение Финляндии вступить в НАТО и пообещал поддержку Риги членству Суоми в альянсе. Об этом дипломат написал в своем аккаунте в социальным сетях.
Это при том, что само вступление Финляндии в НАТО противоречит обязательствам Суоми в рамках Парижского мирного договора 1947 года, о чем финнам незамедлительно напомнил МИД России.
Дело в том, что Парижский мирный договор ограничивает функции Сил обороны Суоми защитой собственно территории Финляндии. А взаимодействие с НАТО, а уж тем более вступление в альянс – это явный выход за эти рамки.
Все ссылки Суоми на одностороннее нелегитимное заявление кабмина Суоми от 1990 года о якобы устаревании военных ограничений Парижского мирного договора абсолютно не имеют никакой правовой значимости. Так как и в 1990-м, и сейчас любые изменения в Договор могли и могут быть внесены лишь с согласия Совбеза ООН.
Так что Ринкевичс решил поддержать явно нелегитимное решение финских властей, противоречащее международным обязательствам Суоми.
Но Ринкевичсу уже не привыкать способствовать нарушению международного права. Министр же не стал выступать против скандального решения Сейма о совершенно незаконной приостановке действия статьи 13 российско-латвийского соглашения 1994 года по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики, под защитой которой находится памятник Освободителям Риги. Более того, "Новое Единство", одним из лидеров которого Ринкевичс является, проголосовало за этот законопроект Консервативной партии.
И это при том, что сам Ринкевичс в 2019-м, реагируя на акт вандализма в отношении памятника Освободителям, на котором неизвестными лицами была сделана надпись okupanti, написал в своем аккаунте в социальных сетях: "Этот мемориал является предметом соглашения между правительствами Латвийской Республики и Российской Федерации, подписанного в апреле 1994 года, в котором в статье 13 говорится, что оба государства обязуются обеспечивать поддержание, сохранение и доступность мемориалов и мест захоронения. Следовательно, такого рода действия недопустимы и омбудсмен должен реагировать соответствующим образом".
Опять же, в том же 2019 году, когда Сейм обсуждал очередную петицию националистов о демонтаже памятника Освободителям, на заседании комиссий представитель МИД Латвии заявил, что статья 13 латвийско-российского соглашения 1994 года является неотъемлемой частью договора о выводе из Латвии российских войск и односторонний отказ от этой нормы ведет к "известным рискам".
Может, министру иностранных дел Латвии вспомнить, что он все-таки дипломат? Что есть международное право? Хотелось бы, чтобы эти мои вопросы не остались риторическими.