РИГА, 14 мая — Sputnik. Комментатор Latvijas Avīze Илзе Петерсоне обращается к больной теме о том, почему многие продавцы в Риге не говорят по-латышские и какие советы на это счет дают украинские беженцы.
Она называет наглой узбечку - продавщицу Центрального рынка, якобы, не захотевшую ответить депутату Нацобъединения на государственном языке. Эта тема вызвала бурю в социальных сетях. В русских комментариях, однако, возникает беспрецедентный вопрос, на каком языке латыши будут говорить с приехавшими украинцами?
"Беда в том, что авторы вопроса не понимают, что нельзя сравнивать украинских беженцев, которые приехали в Латвию с нашего согласия, с иностранцами, которые массово проникали в страну против нашей воли во время советской оккупации и которые, прожив здесь десятилетия, так и не захотели выучить латышский язык", - поясняет Петерсоне.
Латыши слишком мягкие
У автора также есть опыт общения с "иностранцами", которые родились, выросли и учились здесь, но так и не смогли выучить латышский язык как следует или не хотят на нем говорить. Недавно на Центральном железнодорожном вокзале Риги, когда она хотела выпить кофе в Double Coffee, молодая продавщица поприветствовала ее сразу на двух языках: "Hello, zdrastvuiķe".
После протеста в глазах девушки журналистка увидела лишь удивление и недоумение. Очевидно, что она осталась без кофе. Дело дошло до угроз и грубых ругательств. "Я не из робких, но это отвратительное чувство! - Рассказывает Илзе.
А чего с ними говорить!
Недавно в программе LTV1 "Что происходит в Латвии?" министр юстиции Янис Борданс упомянул украинских матерей и акушерок в Латвии, которые подсказали, что делать с нелояльными к государству русскими, продолжает Петерсоне.
"Не говорите с путинистами - нет смысла, переходите на латышский язык в школах (...), интегрируйте иностранцев, будьте уважающими себя, латышами с поднятой головой, и к вам присоединятся русские - большинство, но та часть, которая "мертва", она "мертва" (...), и меняйте информационное пространство! Если министру безопаснее взять в помощь украинских женщин, то так тому и быть, по крайней мере, теперь он будет знать, что делать, а также он назвал столб в центре Риги или памятник в Парке Победы частью информационного пространства, идеология которого должна быть изменена в соответствии с Конституцией Латвийской Республики. Мудрые слова, пусть за ними последуют дела", - заключила Петерсоне.
Среди беженцев есть враги!
Таким наблюдением поделился с Diena адвокат Артурс Звейсалниекс, рассуждая о том, что "нужно вести оценку" прибывающих в ЛР беженцев из Украины.
"Есть люди, которые бегут может быть совсем не от русских, но именно наоборот — от учреждений власти Украины, и там есть также коллаборационисты, которые, возможно, именно сейчас бегут... Есть определенные группы лиц, которым нужно придавать большее внимание. Делается ли это? У меня есть большие опасения, что нет", - объяснил защитник.
Также Звейсалниекс отметил, что есть такое слово "фильтрация", что позволяет отделять, как он считает, группы риска.
"Если, пересекая границу, скажем, тридцатилетний мужчина предъявляет паспорт и утверждает, что он слесарь с завода X, на вопрос, на какой улице находится завод, начинает "плавать", то таких людей очевидно все же нужно отодвигать в сторонку и начать проверять, кто он такой есть", - поясняет адвокат.
Между тем, как утверждает Звейсалниекс, и в рядах МВД не все чисто: "Я сам еще в конце апреля в кабинете одной полицейской сфотографировал на почетном месте выставленный вымпел с символикой России. К сожалению, очень долгие годы был принцип держать всех, ибо в полиции не было кому работать, и как адвокат, который часто посещает полицейские участки, могу сказать, что много где слышен русский язык как рабочий язык. Если в каждом конкретном случае украинскому беженцу достанется кто-то из таких сотрудников, то чему тут удивляться?", - вопрошает он.
Грядет социальный взрыв
Отопление "однушки" зимой может стоить 250 евро, стране грозит социальный взрыв. Чем занят Кариньш? - задается вопросом автор колонки в Dienas Bizness.
Главный редактор делового издания Романс Мельникс пишет, что в интернете люди уже подсчитывают, каковы будут коммунальные расходы на двух- и трехкомнатные квартиры, и сколько денег останется (и останется ли) на другие нужды, особенно если в семье мало кормильцев, но много иждивенцев. Это означает, что социальный взрыв неизбежен, считает Мельникс.
Многие люди не смогут справиться с коммунальными платежами, долги будут расти, поэтому пострадают компании, оказывающие услуги. Отключить отопление отдельной квартиры в многоквартирных домах нельзя, водопровод и канализацию тоже, можно только послать коллекторов выселять неплательщиков. Правительство обещает предотвратить это, предоставив бедным пособия. Это было бы реально, если бы речь шла о небольшом числе людей, но при таком стремительном подорожании практически всего, скоро за пособиями выстроится большая часть населения. Причем, к беднякам может присоединиться и немногочисленный средний класс.
"Чего ждать? – задается вопросом Мельник. - Спрос будет только на сердечные препараты и лекарства для нервов. Может быть еще на дешевый алкоголь, потому что люди захотят отключиться от проблем. А это означает, что потребительский рынок радикально сократится, во многих сферах бизнеса уже ожидаются банкротства. В конце концов это означает еще большую нагрузку на бюджет в связи с теми же пособиями, лечением запущенных болезней, сокращением оборота, уменьшением числа налогоплательщиков и т.д. То есть правительство должно, наконец, понять, что проблема роста цен затрагивает не только бедных. Это влияет на всю экономику. Прятаться за данными о том, что число поездок за границу все еще растет, количество клиентов в общепите растет или налоговые поступления выше, значит, врать самому себе. После пандемии наступило расслабление, люди хотят отдыха, позволяют себе немного больше. Но лавина издержек уже накатывается, она видна, вот-вот подомнет и нас".
Общепит "харкает кровью"
Особенно тяжелой будет следующая зима, предупреждает Мельникс. Тот же общепит еще жив, но уже, так сказать, "харкает кровью", заявил автор колонки. Согласно опросу, проведенному Латвийской ассоциацией ресторанов, расходы на электроэнергию, газ, отопление и горючее для латвийского общепита компании увеличились на 50-100%. Кроме того, 75% компаний больше не получают скидок на аренду помещений, а 90% испытывают хроническую нехватку кадров. Да, они поднимают цены, чтобы снизить убытки, платят более высокие налоги, потому что выше затраты, но бизнес как таковой уже находится под угрозой. Надежды, связанные с окончанием пандемии, теперь рухнули из-за роста цен, и правительство ничего не делают, чтобы смягчить его последствия.
Государство должно реагировать немедленно, настаивает автор. И не просто обещаниями льгот, а гораздо более эффективными методами, включая снижение НДС на энергоносители и продукты питания, как это делает Польша и многие другие страны. Если коалиция не хочет поддерживать предложения оппозиции, то пусть подаст свои, но подорожание практически на все необходимо затормозить. Польша показала, что это не только возможно, но и позволяет укрепить экономику.
Да, сейчас у политиков все мысли о выборах, но хотя бы партия премьера, которая непременно хочет в будущем баллотироваться за место за столом правительства, должна думать на перспективу. Те, кто стремится остаться у власти, не могут руководствоваться принципом "после нас хоть потоп", - резюмирует Мельник.
К Латвии приближается голодный год
Таким заголовком–цитатой латвийского политика Армандса Краузе Neatkarīgā открывает статью обозреватель Марис Краутманис.
Он отмечает, что наряду с ситуацией на Украине и запретом на импорт российского зерна, Евросоюзу грозит также невозможность покупать зерно за океаном – ибо житницы Штатов, Канзас и Оклахому, поразила засуха, замедлившая рост озимых: "Урожай в Америке будет меньше, чем в другие годы".
"Латвии зерновых хватит и много останется для экспорта, - пишет далее комментатор. - Если год не будет слишком дождливым или чересчур сухим, общий урожай зерна будет хорошим – три или даже больше миллиона тонн. Зерно можно дорого продать, однако себестоимость его выращивания также будет сильно выросшей из-за роста цен на минеральные удобрения и дизельное топливо. Хуже придется сельским хозяевам других отраслей и предприятиям переработки продуктов. Из-за удорожания энергоресурсов почти перед банкротством молочная отрасль. Цены растут почти на все виды продуктов. Неизбежно", - говорится в статье.
"К сожалению, - продолжает Краутманис, - до выборов, которые будут 1 октября, странное животное многопартийного правительства Тяни-Толкай проводит много времени, ругаясь на закрытых заседаниях кабинета министров, с которых потом не выносятся гласно никакие решения. Только в конце прошлой недели было что-то решено о мероприятиях по поддержке украинским беженцам. Однако по-прежнему нет ясного видения о мероприятиях поддержки всем жителям Латвии, непонятно, как правительство Кришьяниса Кариньша думает жить в новых условиях, когда из России не будет ни нефти, ни газа, ни минеральных удобрений, ни металлов".