Новоназначенный посол ЛНР в Российской Федерации Родион Мирошник рассказал РИА Новости, кто будет работать в московском посольстве, сколько консульств откроется на территории РФ, есть ли у Луганска контакты с Киевом и почему киевский режим несамостоятельный.
- Когда приступаете к работе? Какие функции будут возложены на посла ЛНР в РФ? Какие задачи считаете основными?
- Мы уже приступили, точнее, я приступил к исполнению обязанностей посла Луганской народной республики после того, как были вручены копии верительных грамот в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Сейчас наша главная задача - создать официальное мощное представительство, организовать работу посольства, собрать необходимую команду и запустить нашу работу.
Главная цель, которая перед нами стоит и перед руководителями республики, это представительство и защита интересов Луганской народной республики, ее граждан на территории Российской Федерации, максимальная помощь, развитие и создание абсолютно партнерских, прозрачных, братских отношений между ЛНР и Российской Федерацией. Это главный приоритет, которым нужно будет руководствоваться во всей работе посольства. Это та миссия, ради которой наше представительство создается сейчас, и перед ним именно в этих рамках будет стоять ключевые вопросы, которые будут связаны в развитии партнерских и братских отношений в целом ряде сфер. Это касается политики, это касается экономики, это касается социальных и гуманитарных проектов, культурных, образовательных. То есть спектр на самом деле огромен. Поэтому нам необходимо это "поле" только начать обрабатывать и достигать конкретных результатов, step by step двигаться к максимально понятным, прозрачным и эффективным взаимоотношениям между нашими государствами в рамках одного договора, который был подписан в феврале сразу после признания Луганской народной республики Российской Федерацией.
Это политическая часть, в которой мы движемся в большом русском мире. Мы понимаем свое место, мы понимаем свою роль во всех политических процессах, особенно в том состоянии, в котором сейчас находится без преувеличения весь мир, в этом формате противостояний сейчас наш голос должен быть слышен, наша позиция, позиция наших людей должна быть непременно слышна и понятна. Поэтому переоценить открытие посольства Луганской народной республики, наверное, сложно. Это наш главный партнер, это наш стратегический партнер, с которым будем строить все разноплановые отношения в рамках, наверное, десятков международных соглашений, которые либо уже заключены, либо нам придется заключить в ближайшее время. Поэтому работы на самом деле просто неимоверно огромное количество, и открытие посольства позволит как можно быстрее пройти этот сложный путь, выстраивая максимально прозрачные и понятные, открытые отношения с Россией.
- Штат уже набран?
- Сейчас есть костяк людей, которые прошли уже обучение в Дипломатической академии России, за что огромная благодарность, конечно, МИД Российской Федерации. Сейчас они готовятся и проходят соответствующую подготовку, обучение, документальный процесс для того, чтобы приехать уже в Москву и полноценно выполнять свои обязанности в качестве консулов, вице-консулов, секретарей посольства, специалистов по экономическим вопросам и так далее. То есть штат посольства будет составлять несколько десятков человек, подавляющее большинство будет, естественно, приехавшие из Луганска и Луганской народной республики. Часть людей мы, возможно, на вспомогательные должности возьмем из наших земляков, которые достаточно давно проживают в России.
- Будет ли открыто торгпредство? Планируете ли встречи с российским бизнесом для обсуждения вопросов восстановления республики?
- В любом случае вопрос внешнеэкономических связей будет одним из приоритетов. Наше государство находится в состоянии войны, экономика очень сильно пострадала от многих факторов - и от экономической блокады, и от ведения войны, от разрушений, от восьми лет деградации экономики, для которой постарались подготовить все условия и Украина, и ее западные партнеры. Мы находились все это время под всеми возможными санкциями, которые можно было только представить. Нас попытались просто стереть с экономической карты земли, чтобы нас нигде не замечали и заблокировать любую нашу экономическую активность. Поэтому сейчас это для нас будет одно из важнейших направлений, в первую очередь, это, конечно же, с главным партнером, с Российской Федерацией.
Наша задача - максимально привлечь сейчас гуманитарную помощь, привлечь технологии для восстановления, работа с потенциальными инвесторами, поиск необходимых партнеров, которые позволили бы нам оживить нашу экономику, позволили бы вернуть тепло и уют в наши дома, чтобы Луганская народная республика, которая по территории больше Израиля или примерно равна Бельгии, стала процветающим серьезным государством, прекрасным партнером для своих ближайших друзей. Поэтому экономическое направление нам жизненно необходимо, потому что как только закончатся военные действия, когда закончится война, и наши парни вернутся домой, они должны иметь все возможности, они должны иметь хорошие предложения о работе, они должны иметь прекрасные условия для создания бизнеса или создания совместного бизнеса, используя все те возможности, которые сегодня есть у наших международных партнеров.
Я должен сказать, что уже сейчас есть очень серьезный интерес. Бизнесмены со стратегическим мышлением внимательно рассматривают нашу территорию, они видят тот потенциал, который у нас есть, который касается и запаса наших недр, и прекрасные черноземы, и промышленную инфраструктуру, естественно, высококвалифицированный персонал, который может работать на разного рода предприятиях. То есть они это все понимают и прекрасно оценивают, поэтому уже сейчас нам поступает достаточное количество предложений, в частности по организации бизнес-миссии, приезда на территорию и проведения переговоров с руководством республики, с представителями бизнес-сообщества на территории ЛНР. Поэтому сейчас мы над этим работаем, мы понимаем, что война, возможно, не самый актуальный сейчас вопрос, но мы понимаем, что завтра непременно наступит, и завтра будут необходимы инвестиции и технологии, и иностранные партнеры с различными технологиями и возможностью прийти на помощь, которые видят в нас серьезных динамичных партнеров.
- Одна из самых горячих тем сейчас, которая обсуждается, в том числе и в сфере бизнеса, будете ли вы обсуждать с РФ вопрос о возможности вхождения ЛНР в состав России?
- Давайте оставим эту тему именно руководству Российской Федерации и руководству Луганской народной республики. Наша задача сейчас - максимально отработать в том формате, который сейчас есть. Мы признанное Российской Федерации государство, у нас подписаны договоры о дружбе и взаимопомощи, партнерстве, и мы должны наполнить содержанием и подписать еще десятки различных международных договоров, которые бы упростили и выстроили прозрачные взаимоотношения между нашими государствами сейчас. И перво-наперво нам необходимо, конечно же, завершить войну, освободить нашу территорию, убрать все те угрозы, которые нависают сейчас со стороны Украины над независимостью, над свободой нашего государства. После этого мы сможем вернуть возможность принять решение как руководству республики, так и народу, проживающему на ее территории. Поэтому это должно быть решение, которое принимается в спокойной мирной атмосфере, а войну сейчас необходимо закончить и восстановить нашу нормальную жизнь.
- Что касается международных отношений. Какие страны, помимо ДНР, Абхазии и Южной Осетии выразили желание установить дипломатические отношения с ЛНР?
- На сегодняшний день переговоры ведутся со многими партнерами, официально сейчас можно говорить о том, что организационные вопросы решаются сейчас с Сирией и с Венесуэлой. Еще ряд переговоров ведется с целым рядом других государств, которые заинтересованы в установлении отношений с нами, обсуждении параметров взаимоотношений с Луганской народной республикой, но пока у нас нет права оглашать это и выносить в публичную плоскость. Эта работа ведется, желание со стороны других государств признать ЛНР есть. Для этого нужно вести нормальную, скрупулезную дипломатическую работу, и я уверен, что у нас будет возможность немного позже сказать о результатах такой работы.
- Сейчас основной темой является все-таки спецоперация, расскажите, как она проходит на территории республики? Будут ли пленные иностранные наемники передаваться своим странам? Связывались ли вы с этими странами или они с вами? Просил ли Лондон о доступе к задержанным наемникам?
- В той части, которая касается обмена пленными, эту работу на себя сейчас берет Российская Федерация. Омбудсмен РФ ведет переговоры с украинской стороной, возможно, есть контакты с другими государствами, о чем я не готов говорить. Мы не участвовали непосредственно в этом процессе. Вы упомянули о судьбе наемников, у нас достаточно однозначная позиция по этому поводу. Наемники, которые прибыли на нашу территорию, прибыли убивать и зарабатывать деньги. Мы же ведем войну за свободу и возможность выжить и построить нашу жизнь. Поэтому здесь мы принципиально не сходимся, мы считаем иностранных наемников, прибывших на нашу территорию, преступниками, которые должны нести ответственность по всей строгости закона, которую позволяют законы Луганской народной республикой, а это очень серьезное наказание за наемничество и за ведение преступной деятельности, нарушение законов войны.
- Родион Валерьевич, вы достаточно долго были представителем ЛНР в политической подгруппе на минских переговорах. Пытаются ли бывшие представители Киева на минских переговорах выходить на связь с ЛНР по каким-либо вопросам, в том числе связанным с пленными?
- Я сказал, какой канал сегодня работает, это канал, связанный с омбудсменом Российской Федерации. Возможно, какие-то попытки установления контакта и есть, но не со стороны официальных властей Украины. Украина даже Российской Федерации заявляет о том, что не заинтересована в ведении переговоров об установлении мира и прекращении военных действий. Поэтому это демонстрирует тоже самое, что было в ходе минских переговоров, но Украина скрывала, то есть она скрытыми действиями пыталась блокировать и не позволить привести к каким-то устойчивым договоренностям. Сейчас она в принципе обрывает все возможности для достижения мира, сохранения жизни людей, прекращения кровопролития и возможности избежать совершенно ненужных жертв. Украина от этого отказывается и во взаимоотношениях с Российской Федерацией, и тем более в возможных взаимоотношениях с нами (ЛНР и ДНР - ред.), которых по факту на сегодняшний день не существует.
- Договороспособна ли Украина, на ваш взгляд, и сохраняет ли Зеленский влияние на всех своих подчиненных, включая силовиков?
- Нужно понимать сейчас структуру власти, которая есть на Украине. Она определяется сейчас как украинский режим, киевский режим, внешне управляемый режим. Режим с ограниченной функциональностью, с ограниченной договороспособностью. То есть мы абсолютно уверены, что нынешняя власть Украины очень сильно ограничена, она по сути дела представляет из себя действительно иностранных наемников, которые управляются из-за рубежа. Украина сегодня финансируется из-за рубежа, учитывая договоренности, что Международный валютный фонд открыл специальный счет, по которому просто будут зачисляться деньги, на которые можно содержать Украину. Запад дает Украине из чего стрелять, Запад дает Украине чем стрелять и Запад указывает Украине, куда стрелять. Поэтому о какой самостоятельности, каком суверенитете Украины сейчас может идти речь?
На мой взгляд, сейчас украинская власть играет - Зеленский играет роль президента, но не является им по сути.
Он отыгрывает только внешний интерфейс, который от него требуют технологи, которые связаны с военной пропагандой, военным продюсированием. Ничего другого по сути дела он не ведет. Я очень сильно сомневаюсь в его личном влиянии на принятие военных решений. Там принимают решения совершенно иные люди - генералы и явно не украинские. Поэтому говорить о полном функционале, договороспособности или способности принять окончательное решение украинской властью, я бы высказал по этому поводу очень большое сомнение.
Зеленский не способен принять окончательное решение, особенно в вопросах войны и мира. Когда-то он достаточно долго рассказывал о необходимости провести переговоры о мире, но после заявления Лондона резко поменял свою политику, свою позицию. Это говорит о том, что у него собственной позиции в общем-то и нет. Он находится в коридоре возможностей, которые для него определяют его западные партнеры.
- Сейчас большая часть бывшей Луганской области под контролем ЛНР. Могут ли расшириться границы самой Луганской народной республики, например, за счет Харьковской области?
- В первую очередь, конечно, нужно освободить территории, которые относятся к Луганской народной республике, которые закреплены у нас в конституции. Я не исключаю вариантов, что близлежащие территории в интересах национальной безопасности могут контролироваться нашими военными, нашими временными администрациями. Но задача состоит именно в обеспечении безопасности на территории Луганской народной республики. К сожалению, без уничтожения или снятия угрозы со стороны токсичного украинского режима достижение устойчивого мира, достижение стабильной мирной ситуации практически невозможно.
Сейчас территория Украины находится под внешним влиянием, и на ней распоряжаются практически марионетки, которые контролируются Западом. Поэтому до тех пор, пока не будут обрезаны эти ниточки, которые дергают марионеток на территории Украины, пока там люди не получат свободу выбора, пока не будут удалены военные возможности нанесения удара или угрозы национальной безопасности как ЛНР, ДНР, так и Российской Федерации, чувствовать себя спокойно, к сожалению, не получится. То есть Украина должно быть приведена в состояние нормального адекватного государства, а не военной игрушки в руках иностранных режимов.
- Когда, по вашим оценкам, беженцы из ЛНР, которые приехали в Россию, смогут вернуться в свои дома?
- Сейчас это такой смешанный процесс, потому что люди, которые выезжали с территории Луганской народной республики в феврале, когда была очень жесткая угроза со стороны Украины нанесения ударов по нашим крупным городам, по нашим населенным пунктам, тогда люди выехали на территории, и сейчас они возвращаются туда, где безопасно. Сейчас у нас огромное количество территорий, которые по факту являются безопасными, где можно жить, где можно восстанавливать нормальную жизнедеятельность и строить свою нормальную жизнь.
Но в то же время у нас есть внутренняя миграция, то есть на территориях, где ведутся военные действия - Северодонецк, Рубежное, Лисичанск, Попасная, Первомайск. Там люди подвергаются очень серьезной опасности, и жизни их подвергаются опасности. Поэтому очень часто они выезжают на территорию республики, в близлежащие города, едут в Луганск, едут за пределы Луганской народной республики, к родственникам на территорию Российской Федерации, пользуются теми возможностями, которые предоставляет Россия и субъекты Российской Федерации, за что мы очень благодарны России. И сейчас мы создаем свое консульство в России, одной из задач которого будет определить то количество людей, которое находится в статусе беженцев на территории России, которые нашли здесь убежище, и определение, с какими сложностями сталкиваются люди. Поэтому консульский учет - это то, чем нам предстоит заниматься в ближайшее время, как только начнет функционировать консульское подразделение в посольстве Луганской народной республики в Москве.
- Скажите, планируется ли открытие консульства ЛНР в Ростове-на-Дону и когда? Где еще в России хотите открыть консульства?
- Давайте мы начнем работать, потому что реально у нас только несколько суток, как принято решение. Я наделен полномочиями как посол, и сейчас мы должны начать работу консульской службы и оценить, где сконцентрированы наши люди, с какими проблемами они чаще всего сталкиваются, в чем им необходима помощь. Естественно, в ближайшее время мы начнем заниматься консульским учетом и пониманием, где нужна помощь консула. По предварительным прогнозам понятно, что наибольшее количество людей находятся в таких областях, как Ростовская, Воронежская, Белгородская, также достаточно много людей в Краснодаре, в Крыму. То есть как минимум два консульских округа, которые могут появиться.
У кого есть проблемы с документами, у кого есть проблемы с возвращением, то есть утрачены документы, испорчены. Консульская помощь нужна человеку от рождения и до последних его дней, поэтому в данном случае нам еще предстоит определить, сколько людей нуждается в нашей помощи, и непосредственно где нужно начать работу, а дальше время покажет.
- Когда, по вашей оценке, может быть осуществлено полное освобождение территории ЛНР от украинских военных, когда люди смогут вернуться в свои дома?
- Вы знаете, я думаю, мы хотим, чтобы как можно раньше. Но мы прагматично смотрим на ситуацию сейчас и прикладываем все усилия для того, чтобы наша территория была освобождена. Но при этом вопрос цены, вопрос о том, сколько людей положит свои жизни за освобождение нашей территории. Мы не хотели бы, чтобы наша земля была полита кровью, поэтому сейчас тактика, которую используют военные, позволяет максимально щадить и ценить жизни наших солдат, которые пришли для того, чтобы освободить нашу землю. Поэтому здесь вопрос не в том, насколько быстро, на неделю раньше или на неделю позже произойдет освобождение, мы уверены, что оно произойдет.
И второе, мы хотим, чтобы это произошло с как можно меньшими жертвами. Поэтому задействуются информационные ресурсы с объяснением нашим противникам, что им легче понять и спокойнее сдаться, сложить оружие и прекратить совершенно ненужное сопротивление, которое просто является бесполезным, и, конечно же, сохранить возможность какого-то сохранения наших городов. Но в конце концов во главе стоит все равно человеческая жизнь, жизнь наших граждан, жизнь наших военных. И поэтому, я думаю, что это является нашим приоритетом. Желание получить освобожденную землю, конечно же, оно огромно, и мы считаем каждый день до момента Победы и освобождения. Конечно, хотим раньше, но вопрос, какой ценой, и в каком состоянии мы получим эту землю.
- Какова на сегодняшний день гуманитарная ситуация на территории ЛНР? Оказывают ли другие страны, помимо России, гуманитарную помощь жителям республики?
- Безусловно. Здесь необходимо точно понимать, что главную нагрузку помощи несет, конечно, Российская Федерация. У нас 135-й конвой (МЧС РФ с гуманитарным грузом - ред.) уже пришел за это время. Дальше идут крупные общественные организации, которые поставляют нам в достаточно большом объеме и продукты питания, и лекарственные средства, и там все то необходимое, что нужно людям, которые попали в эти сложные, реально нечеловеческие условия.
Но есть еще и просто люди, которые оказывают самостоятельную помощь. Я лично получаю десятки сообщений с просьбой сказать, куда можно привезти помощь, кому можно помочь, потому что желание на самом деле у россиян огромное помогать таким же людям, как они, но попавшим в беду. Я передаю конкретные адреса конкретных людей, которые действительно сейчас нуждаются в помощи, военным, которые нуждаются в помощи, например, в покупке какой-то техники, какого-то оборудования. То есть очень много таких вещей, в которых наши люди просто нуждаются, в помощи и поддержке, и они ее получают.
Кроме России мы получаем, конечно же, помощь и от Южной Осетии, которая нас признала, и Абхазии, и получаем со стороны Беларуси, получаем со стороны ряда других стран и общественных международных организаций. Для нас это крайне важно и ценно, потому что наша беда не является только нашей, то есть есть люди, которые с нами, показывают, что они сопричастны, и что они готовы с нами делиться, что они готовы с нами разделить эту боль и беду. Знаете, ментально это очень важно для всех, кто живет в Донбассе, кто попал в сложные жизненные обстоятельства.