Сватоплук Ганак из Злина уже несколько лет ездит рубить упавшие деревья на дрова по договоренности с владельцем леса. Раньше он приезжал в лес субботним утром и всегда был там один, но теперь все изменилось.
"Каждое утро в лесах под Злином стоят несколько машин: люди приезжают за дровами. Изменения колоссальные. Раньше дрова практически никого не интересовали", ― говорит Ганак.
Нарубить и принести тяжелые чурки к машине, которая зачастую стоит на приличном расстоянии, бывает тяжело. Но теперь спрос на дрова и цены на них выросли настолько, что физическая работа никого не отпугивает.
Тысячи подключенных к газу домохозяйств в городах и селах Злинского края сегодня задумались о том, чтобы запастись альтернативным топливом.
"Интерес у людей невообразимый, и весной мы еще никогда не фиксировали такого спроса на дрова. Сейчас мы принимаем заказы уже на июль", ― рассказал Ян Гайдук, директор компании по торговле дровами Woodmark.
Раньше фирма запасалась дровами в начале года, а продавать их начинала во второй половине апреля. В этом году сезон начался в январе. Сотрудники заняты с утра до ночи, пришлось нанять и временных работников.
"Интерес вырос вдвое, а может, и больше. С утра до вечера звонит телефон. Людям приходится ждать как минимум месяц ― полтора", ― рассказал продавец дров Ярослав Ботик. "В новостях людям твердят, что электричество дорожает и не будет газа. У всех остается последняя возможность ― дрова", ― добавил он.
Цены на дрова, брикеты и пеллеты тоже ползут вверх ― за последний год расходы торговцев выросли в два раза.
"Я не припомню такого подорожания. Мы не меняли цены три года, а сейчас они меняются очень быстро. Причина в том, что подорожали дерево, топливо и электричество", ― объясняет Гайдук, который поднял цены на несколько десятков процентов.
Стоимость хвойной древесины держалась на минимуме за последние десять лет, так как из-за нашествия короеда ее было в избытке, но теперь все изменилось.
В прошлом году Ярослав Ботик продавал кубометр дров примерно за 1350 крон (55 евро), а теперь продает за 1900 (77 евро), и, по его словам, цена может перевалить за две тысячи (81 евро).
"Сегодня я не гарантирую цену еще на этапе заказа, ведь не знаю, сколько дрова будут стоить через пару недель", ― сказал он.
Компании Waldera, которая производит брикеты и пеллеты из опилок, пришлось повысить цены уже на 30―40%. Несмотря на это, она столкнулась с ажиотажным спросом на свою продукцию. Чтобы удовлетворить его, компания прекратила экспорт.
"Интерес во много раз выше прежнего, ― отметил директор компании Waldera Марек Ржебичек. ― Конфликт на Украине вызывает у людей страх, что ситуация может ухудшиться, поэтому нередко народ закупается на два года вперед".
По его словам, цены на древесину в обозримом будущем точно не упадут, поскольку в Европе недостает тысяч брикетов и пеллет, которые поступали с Украины, из России и Беларуси.
Тот факт, что люди хотят переходить на отопление дровами, влияет на производителей и продавцов котлов, каминов и печей ― их тоже засыпали заказами, которые они не успевают выполнять.