РИГА, 13 апр — Sputnik. Если самоуправление не найдет возможность компенсировать рост цен на строительство, возведение крупных инфраструктурных объектов в Риге может остановиться, сообщает передача "Сегодня вечером" на Rus.LSM.lv.
Восточная магистраль — крупнейшая стройка, которая в эти дни идет в столице, на ее строительстве заняты около 200 человек. Но из-за удорожания стройматериалов скоро здесь может наступить тишина.
"Удорожание не 5 и не 10 процентов. Металлические изделия — некоторые в два раза, некоторые в три раза, бетон и битум — процентов на 30, дерево, солярка — процентов на 60", — говорит Артем Гриднев, исполнительный директор Tilts.
Если не удастся договориться с заказчиком — то есть с департаментом сообщения — об увеличении стоимости работ, то стройка может остановиться.
"Мы с ними общаемся на ежедневном уровне. Каждый день. Даем доводы, показали суммарное удорожание, которое есть. Конечно, достаточно тяжело быстро отреагировать. У нас смета 3000 позиций. И когда они просят "докажите каждую позицию", просто физически кто-то должен доказать: раньше она стоила столько, а теперь столько. Если бюрократия продолжится, я не исключаю, что мы приостановим работу на этом объекте до выплаты денег. Когда мы выполняем на 2,5 млн евро в месяц работ, а прирост значительный, то его на данном этапе компенсируем мы", — пояснил Гриднев.
Впрочем, Восточная магистраль — не единственный объект в столице, где есть проблемы. Некоторое время назад рижане обратили внимание на то, что на месте строительства путепровода в Саркандаугаве наступила тишина — не гремит техника, нет рабочих. А между тем путепровод планировалось сдать уже летом этого года.
В департаменте сообщения говорят, что работы не проводятся не из-за роста цен на стройматериалы, а из-за погоды.
"Они пошли на технологический перерыв уже в декабре. Они должны были быть в перерыве до апреля. Но сейчас до сих пор на этой неделе погода не разрешает делать асфальтные работы", — пояснил Янис Вайводс, и. о. директора департамента сообщения Рижской думы.
В департаменте сообщения заявляют, что работы должны продолжиться в начале мая. И пока ничто не говорит о том, что объект не сдадут в срок.
Из комментария самих строителей следует, что проблемы действительно есть, причем серьезные.
"Цены на некоторые категории строительных товаров выросли в несколько раз. Есть такие товары, доступ к которым ограничен — например, изделия из железа и стали. Мы получили сообщения от всех субподрядчиков и поставщиков, участвующих в выполнении основных работ, о том, что из-за быстрого роста цен, вызванного исключительными обстоятельствами и непредвиденной экономической ситуацией, субподрядчики не в состоянии выполнить ранее согласованные обязательства. Следовательно, дальнейшая работа на объекте и выполнение обязательств в соответствии с действующей ценой договора и сроками исполнения невозможны", — заявила Инга Домка, представитель LNK Industries, одной из компаний, строящих путепровод.
В компании также отметили, что на данный момент с заказчиком — департаментом сообщения — не достигнуто соглашение о компенсации увеличения цены. Поэтому заказчик продлил технологический перерыв, и строительные работы на объекте не возобновлены.
В департаменте сообщения говорят, что ведут переговоры со всеми подрядчиками, а также работают над формулой, как именно считать удорожание.
"У нас есть свое видение, как мы поднимаем эту цену. Ясно, что мы не готовы компенсировать инфляцию, которая была перед началом войны. Мы не говорим насчет всех материалов. Мы как самоуправление можем поднять цены только на те продукты, которые связаны с санкциями против России", — пояснил Вайводс.
Когда компромисс будет найден, документы придется согласовать c Центральным агентством финансов и договоров. Глава департамента сообщения говорит, что решение может быть уже через пару недель.