РИГА, 9 апр — Sputnik. Марис Краутманис на портале NRA анализирует "достижения" министра сообщений Латвии Талиса Линкайтса.
Только хорошие новости
Накануне Дня смеха, 31 марта, министр в порыве вдохновения написал в своем Твиттере: "Сейчас железная дорога работает очень хорошо. Есть подозрение, что в этом месяце в железнодорожной отрасли может быть 30-процентный рост по сравнению с предыдущим годом, потому что есть такая инерция, из России все еще пытаются вывезти свой груз по соответствующим старым контрактам".
Это очень хорошая новость, если бы не одно "но", иронизирует Марис Краутманис. Вызывает озабоченность, как бы этот выдающийся рост объема грузов в этом месяце на 30% не оказался обходом санкций. С чего бы вдруг начали прирастать российские грузы по "старым контрактам"?
За обход санкций против России Латвия рискует нарваться на западные санкции, так что на пару десятков лет о портах и транзите можно будет вообще забыть. Пострадать рискует и аэропорт. Кто ответит? Министр к тому времени может уже не быть министром.
Во втором твите Линкайтса говорится: "Правлению LDz поручено подготовить различные сценарии и к каждому из них - программу действий. Хочу подчеркнуть, что это только первые оценки, но согласно пессимистическому сценарию, Latvijas dzelzceļš, оптимизируя структуру, может уволить около 600 человек".
Как же так? Ведь парой часов ранее министр утверждал, что все блестяще, объемы грузов растут, но 600 человек придется уволить.
Еще в одном твите от 31 марта министр пишет: "Мы ищем грузы, которые могли бы заменить российские и белорусские грузы, очень интенсивное сотрудничество сейчас с Казахстаном и Узбекистаном, и Китай никуда не делся. Конечно, там большой вопрос, как эти грузы будут проходить через Россию".
Да уж, вопрос вопросов. Россия уже заблокировала экспорт нефти из Казахстана в Европу, объявив о неожиданной критической аварии на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума в Новороссийске. Возможно, в данном случае действительно всему виной нанесенные штормом повреждения, но и без них в этой ситуации мало надежд. Вряд ли Россия, не отправляя грузы в Европу сама, позволит это делать китайцам и казахам.
И еще один твит от 31 марта. Талис Линкайтс: "В последние годы мы указывали портовым предпринимателям, что сотрудничество с Россией и Беларусью – бизнес с высоким риском и он должен оцениваться именно так. В такой ситуации как война важна безопасность, в том числе экономическая безопасность. Введенный режим санкций вынуждает порты меняться".
В портах будем разводить страусов?
Умные слова! Порты должны меняться! Вопрос только как? Может, на портовых территориях пасти овец и разводить страусов? А в портовых акваториях выращивать лосося и форель? Вообще-то, порты находятся у моря, и в Латвии сюда около 200 лет ходят корабли, чтобы забрать всевозможные товары - древесину, удобрения, нефтепродукты. Если ориентироваться только на латвийские товары, то хватило бы портов Энгуре и Салацгривы.
Линкайтс находится в министерском кресле уже почти четыре года. И знатно поработал. После него останется Закон о портах, разгромивший работавшую как часы систему управления свободными портами.
Половину состава правлений Рижского и Лиепайского свободных портов состояли из представителей самоуправлений, другая половина – из представителей государственных учреждений. Интересы и идеи согласовывались, были плодотворный поиск компромиссов и рациональная работа. Сейчас порты отобраны у самоуправлений и заняты "оккупантами" из центра, которые думают, что знают порт лучше, чем самоуправления.
Когда к власти придет благоразумное правительство, его первой задачей будет выбросить закон о портах в мусорник и вернуться к старой системе, а еще лучше – к той, при которой администрация свободных портов состоит только из представителей местных органов власти.
Чего еще достиг Линкайтс? Почти 500 миллионов евро во время "глобальной чумы" влили в национальную авиакомпанию airBaltic. Еще бы, ведь иначе высшее руководство airBaltic умерло бы с голоду. Ее несчастный президент Мартин Гаусс и так вынужден был ужать свою зарплату с более миллиона евро в год до жалких 686 000 евро.
Талис Линкайтс как пришел, так и уйдет - ни планов, ни будущего. Разбрасывал народные деньги и имущество и получал за это зарплату, вот и все, пишет автор.
От себя добавим, что отрасль автомобильных перевозок Латвии из-за закрытых границ, санкций и евродеректив также дышит на ладан.
Русские со времен СССР видели, что латыши лучше?
"Быть русским на Западе сейчас неприятно", - сказал в эфире телеканала TV24 Сандис Шрадерс, преподаватель и исследователь, приглашенный лектор Балтийского колледжа обороны.
Он заявляет, что в результате спецоперации на Украине самым большим стратегическим проигравшим является Россия: "Я думаю, что сейчас очень неприятно быть русским на Западе", - считает Шрадерс.
Он также считает, что ситуация на Украине всколыхнула неприятные исторические и генетические воспоминания в странах Балтии и Польше.
Лектор указывает на то, что маленькие страны Балтии могут мирно сосуществовать рядом с большой Россией, но никогда по-настоящему не доверяли русским. По его словам, русские с советских времен видели, что латыши лучше их.
"Они приехали сюда в первые годы Советского Союза, увидели, что у нас удобства находятся в доме, мы носим часы на ремешках, мы ходим на работу, у нас чистота и порядок, нет бардака, везде порядок, поэтому мы всегда были для них как соринка на глазу, потому что мы лучше", - подчеркнул лектор.
"Типичное постсоветское государство" - экс-министр ЛР об Украине
Бывший депутат Сейма (2002-2010 гг.) и экс-министр общественной интеграции Оскарс Кастенс рассказал Latvijas Avīze о внутренней ситуации в стране, которой он посвятил много лет своей работы в качестве советника от ЕС.
24 февраля этого года ему удалось залить полный бак своей машины и добраться через Западную Украину до Румынии, а затем окружным путем вернуться на родину.
"Украина всегда исторически и культурно принадлежала Европе", - уверен О. Кастенс. - Однако понятно, что советское время с его репрессиями, Голодомором и русификацией сделало Украину типичным постсоветским государством со всеми соответствующими проблемами, в том числе с коррупцией, которая была и остается достаточно существенной... Я даже слышал о случае, когда харьковский прокурор, у которого украли квартиру, не постыдился признаться, что у него пропал миллион долларов наличными. Я думаю, что все на Украине прекрасно понимали, что коррупция была проблемой, особенно в судебной системе. Было, например, немало случаев рейдерства, когда иностранные компании якобы законным образом лишались имущества. Это могло быть одной из причин, почему инвестиций в Украину было не так много, как могло бы быть", заявил Кастенс.
Он также рассказал, что в то же время есть борьба с коррупцией: созданы целых две службы, которые действуют по аналогии с Управлением по предупреждению и борьбе с коррупцией в Латвии.
Были арестованы и довольно высокопоставленные чиновники. К сожалению, отметил Кастенс, иногда, как в случае с бывшим президентом Порошенко, антикоррупционные институты использовались для сведения политических счетов. В свое время против Порошенко было возбуждено аж 12 дел.
Надежные американские источники определили эти дела о коррупции как тенденциозно возбужденные и назвали разбирательство "выборочным правосудием". Недавно был принят новый Закон о Службе государственной безопасности Украины. Это было довольно сложно, потому что у украинцев было одно видение того, как это должно выглядеть, а у Евросоюза другое. ЕС, например, хотел большего парламентского контроля над службами безопасности, но в Украине были силы, которые этому противостояли... Конечно, из-за происходящего реформы придется отложить.
Кастенс признает, что сейчас "государство-партнер ЕС и НАТО" столкнулось с системными вызовами: "Следует отметить, что Украина также потеряет человеческие ресурсы. Не все беженцы вернутся в страну, особенно если они окажутся в странах с более высоким уровнем жизни. Сравнивая Латвию с Украиной, надо сказать, что уровень жизни и средняя зарплата в Латвии намного выше. Конечно, в Киеве это так не ощущается, потому что там концентрируются деньги. В сельской местности все иначе: там как и заработная плата, так и цены очень низкие. Региональное неравенство в Украине также выше, чем в Латвии.
Бусулис и Prāta vētra - часть "кремлевской пропаганды"
Теле и радио ведущая Байба Сипениеце - Гаваре, чьи критические высказывания о дружбе Интарса Бусулиса и группы Prāta vētra с Россией вызвали широкий резонанс, пояснила свою позицию журналу Privātā Dzīve.
Сипениеце-Гаваре пояснила, что в 2015 году, когда Крым присоединился к России, весь мир понял, что Россия – страна, от которой нужно максимально отмежеваться. Латвия тогда тоже четко и понятно выразила свое мнение и ввела санкции, но некоторые артисты решили проигнорировать.
"Одно дело беспрепятственно ездить туда-сюда, косить гонорары за вечеринки, но совсем другое дело стать частью опаснейшего оружия – пропаганды. Я работаю в этой области уже 30 лет, у меня есть друзья на Украине и в России. И вот российские коллеги рассказывают – сверху был спущен приказ, что в развлекательные проекты нужно включить артистов из-за рубежа, особенно из тех стран, которые наложили санкции, то есть бросить всем в лицо: "Смотрите, как работают ваши санкции!". И такие артисты нашлись, к тому же талантливые. Послужили на славу! Трудно поверить о таких программа на этих каналах", - заявила Сипениеце-Гаваре и добавила, что теперь они – часть оружия, которое называется пропагандой.
Напомним, что ранее Сипениеце-Гаваре заявляла: "Это большая наука нам всем, и тут я хочу обратиться ко всем своим коллегам и представителям шоу-бизнеса, те, кто ездил и обслуживал олигархов, они усугубили ситуацию, они соучастники, и я говорила об этом еще в 2014 году, что это будет не хорошо, вы не должны кокетничать с врагом, потому что, когда вы ездили и играли на их вечеринках, обслуживали их, вы дали им почувствовать, что они нормальные. И вот результат. И не надо, Prāta vētra, теперь выходить на концертах и выступать, как будто ничего и не было. Вы соучастники. Интарс (Бусулис), ты тоже соучастник, и вся ваша обслуживающая братия. И вот теперь мы стоим перед лицом катастрофы и это потому, что вам своя рубашка была дороже совести. К сожалению, так и есть и сейчас мы можем только просить высшие силы, чтобы мы выжили, чтобы разум победил".