РИГА, 6 апр - Sputnik. Министр юстиции Латвии Янис Борданс подготовил поправки, обеспечивающие правовую основу для лишения гражданства Латвии "лиц, поддерживающих военные преступления". А комиссия Сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции концептуально поддержала эти поправки.
Согласно предложенным поправкам, гражданства Латвии может быть лишен человек, который оказывает поддержку лицам, государствам или другим субъектам, совершившим военные преступления, а также геноцид, преступления против мира и безопасности человечества, или сам принимал участие в такой деятельности.
По версии Борданса, те люди, которые поддерживают военную агрессию и преступления какого-либо государства против другого демократического государства, угрожают также демократическому устройству Латвии.
Публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин обсуждают этот беспрецедентный выпад латвийского министра, а также другие актуальные темы в еженедельном обзоре событий для Sputnik Латвия.
Наказание лишением гражданства
"Мы прекрасно понимаем, что они имеют в виду поддержку России и спецоперации на Украине. Я хочу напомнить, что уже возбуждено более 15 уголовных дел именно в связи с тем, что те или иные граждане или жители Латвии в соцсетях опубликовали посты, которые можно истолковать как позицию поддержки России. Трое фигурантов этих уголовных дел уже находятся в тюрьме. То есть, что я хочу сказать. В проекте тех предложений, которые Борданс передал в комиссию парламента, встает вопрос, кто будет определять, поддерживает человек вот эти "военные преступления" или нет. И ясно, что определять будет Служба госбезопасности, а мы видим, как она сейчас возбуждает дела. И если просуммировать эти факты, то получается, что человек за пост в интернете может потерять латвийское гражданство", - поясняет Линдерман.
Публицист отмечает, что в Европе существует Европейская конвенция о гражданстве. Ее базовый принцип основывается на том, что государство не имеет право включать в свое законодательство такие пункты, которые бы позволяли лишать гражданина этого гражданского статуса.
Но предусмотрен ряд исключений. К примеру, когда человек при получении гражданства подделал документы. Есть еще один предусмотренный политический мотив, на который, судя по всему, ссылается Борданс. Этот политический мотив звучит примерно так: человека лишают гражданства, если деятельность того человека представляет серьезную угрозу для государства, гражданином которого он является.
При этом конвенция четко определяет, что человека нельзя лишить гражданства, превратив его в лицо без гражданства. То есть государство имеет право на это, если у человека есть двойное гражданство. Или второго гражданства нет, но существует договор, соглашение с какой-то другой страной, которая примет это лицо и даст ему свое гражданство.
При этом никак нельзя лишить человека гражданства, превращая его в лицо без гражданства. Это говорит о том, что Европейская конвенция четко указывает на то, что нельзя увеличивать количество людей в мире, которые лишены гражданства.
Борданс предлагает рассмотреть правовые основы, которые позволяют это делать. А что будет с человеком, пока никто не задумывался, отмечает Линдерман.
"В итоге Латвия пытается лишать гражданства за нелояльность. Допустим, человек симпатизирует России, но при этом он не представляет никакой политической опасности. Выходит, что Латвия придумала лишение гражданства в качестве наказания за отсутствие стремления к единомыслию. Так что Латвия семимильными шагами движется к новому тоталитарному порядку", - подчеркивает публицист.
Линдерман считает, что единственная надежда на то, что Борданс представляет такую партию, которую все остальные по разным причинам недолюбливают из-за борьбы за власть. Потому что это слишком сильная группировка. Так что, может быть, исходя из этого, предложение Борданса не пройдет.
"По сути, это какой-то переход к фашистскому государству. И я также вижу угрозу в том, что это может являться предтечей для неких механизмов по интернированию. Что такое интернирование? Это изоляция нелояльного населения в условиях конфликта. В данном случае речь идет о русских Латвии, которые находятся в оппозиции к государству. Потому что, если ты лишаешь гражданина гражданства, то у него нет никаких прав. Он оказывается, по сути, на иностранной территории. Ему можно запретить выходить из дома, заставить три раза в неделю отмечаться в полиции. То есть это и можно назвать интернирование 21-го века. Таким образом рушится правовое государство. А если эту моду подхватят еще и другие страны Восточной Европы, то мы увидим массу жутких вещей", - прогнозирует публицист.
Что с 9 Мая?
Тем временем все ближе праздник 9 Мая, который в Латвии старательно пытаются извратить всяческими способами, чтобы насолить русским. Из последних перлов - министр внутренних дел Латвии Мария Голубева предложила в этом году сделать 9 мая днем спецоперации России на Украине, конечно, с уклоном не в пользу России.
Напомним, что ранее Сейм в окончательном чтении принял поправки к закону о безопасности публичных развлекательных и праздничных мероприятий, запрещающие проведение мероприятий ближе 200 метров от любого памятника, прославляющего Советскую армию и ее победы.
Закон определяет публичное мероприятие как спланированное и организованное физическим или юридическим лицом мемориальное, развлекательное или спортивное мероприятие в общественном месте.
Правда, позже, когда в Сейме осознали, что переборщили с такой нормой, поскольку под нее подпадают любые общественные мероприятия, депутат Андрей Юдин из "Нового Единства" заявил, что поправки могут помешать частным организаторам проводить вблизи памятников мероприятия в интересах общества. Поэтому, если такое случится, то введенную норму попросту уточнят.
Между тем президент Латвии Эгилс Левтс заявил, что ежегодное празднование 9 Мая в парке Победы фактически является "праздником оккупации Латвии" и прославления Российской империи.
"Власти Латвии раскрепостились. Раньше они всегда стеснялись говорить, что они думают. Раньше им надо было придумывать какие-то аргументы. Они говорили, что нацисты плохие, мы их победили 8 мая, а 9 мая, может быть, как-то не надо праздновать. Но сейчас они раскрепостились и назвали памятник тем, чем он является для нас здесь в Латвии. А он является символом русского антинацистского сопротивления. Так оно и есть. И те сто, двести тысяч людей, которые всегда к нему приходили и возлагали цветы, выражали свое высокое отношение к Победе над нацизмом, воздавали дань памяти погибшим и параллельно выражали негатив к духовным детям нацизма, передавая националистам сообщение, что русские Латвии не подчинятся этому. И на этот раз неонацисты в Латвии все это правильно поняли. И если раньше они говорили, что плохой только коммунизм, а Россия еще ничего, то теперь они говорят, что Россия и вся имперская традиция - все это плохо", - поясняет Линдерман.
Поэтому в этом году, по словам Линдермана, русские могут рассчитывать на индивидуальное возложение цветов - то есть прийти к памятнику и возложить цветы в индивидуальном порядке. Потому что это не будет считаться публичным мероприятием.
И в этой ситуации то, что люди нескончаемым ручьем будут стекаться к памятнику Освободителям, нельзя будет никак квалифицировать общественным мероприятием - это их право.
Но, как отмечает Линдерман, наибольший вред в этом случае приносят не латышские власти, они есть такие, какие есть. А больше всего вредит местная русская интеллигенция, которая всячески пытается усидеть на двух стульях, хотя, по сути, стул под ними уже латышский.
"И проблема в том, что какое-то количество лет назад большое количество людей внутренне отреклись от своей принадлежности к Русскому миру. Но у них не было повода спрыгнуть с русского корабля. И вот тут им подвернулась спецоперация России на Украине. Поэтому они и верят в невероятные фейки. Таким образом они решили совершить предательство и уйти из Русского мира. Но на позиции этих людей, которые совершили предательство, придут другие, не менее интеллигентные и образованные. Потому что быть русским - это миссия", - подчеркивает Линдерман.
Тем временем в Латвии даже националистически настроенные латыши находятся в напряжении, потому что по всем параметрам право в стране исчезает, и это пугает, отмечает Линдерман.
По мнению публициста, все будет зависеть от того, как в целом будет развиваться ситуация. А пока, считает Линдерман, самые голосистые из латышских национальных политиков будут стараться воспользоваться этой ситуацией, чтобы перейти к мононациональному этническому государству.
"Но ситуация может измениться, всякое бывает. И тогда, может быть, голос более здравомыслящей части латышского истеблишмента, даже при том, что она останется антирусской, по крайней мере, откажется от сумасшедших мер", - заключает публицист.