РИГА, 6 апр — Sputnik. Расширения автомобильного, железнодорожного и речного сообщения между ЕС и Украиной будет недостаточно, чтобы предотвратить экономический и гуманитарный кризис, заявил заместитель министра экономики Украины Тарас Качка в разговоре с Politico.
"Мы не можем обеспечить такие же объемы экспорта, как через морские порты другими видами транспорта в ближайшие недели или даже месяцы, — сказал Качка. — Единственный способ обеспечить надлежащее восстановление экспорта — разблокировать морские порты. Это единственное решение".
Это слова были адресованы в том числе еврокомиссару по сельскому хозяйству Янушу Войцеховскому, который заявил на прошлой неделе, что он готов создать ускоренные торговые маршруты на Украину и с Украины, чтобы доставлять топливо фермерам страны и помогать вывозить их продукцию.
Войцеховский предложил перепрофилировать систему "зеленых коридоров", которую ЕС использовал во время пандемии коронавируса. Она позволяла грузовикам пересекать границы, даже если они были закрыты для путешественников.
Теперь ЕС, скорее всего, отменит некоторые проверки на границах и направит украинские товары через Польшу в Балтийское море, откуда они будут отправлены по всему миру. Войцеховский поручил Варшаве взять на себя ответственность за этот план.
"У меня есть обещание польского правительства, что все, что будет доставлено украинцами, может быть без проблем перевезено в Польшу", — отметил еврокомиссар.
Но Качка считает, что этого мало. Хотя он приветствовал "работу 24 часа в сутки 7 дней в неделю" по созданию "зеленых коридоров", но был непреклонен в том, что экономика Украины не может вернуться в нужное русло без доступа к Черному морю.
Качка сказал, что он работает с партнерами из ЕС над "сотнями и сотнями маленьких шагов", необходимых для перенаправления торговли по альтернативным маршрутам. Часть украинских грузов переместилась в Измаил, Килию или Ренийский порт — небольшие порты на берегу Дуная на юго-западе страны. Но они имеют ограниченную мощность.
Попытки втиснуть груз в грузовые поезда наталкиваются на физические барьеры, вызванные разной шириной колеи, используемой в странах Запада и бывшего СССР, что ограничивает пропускную способность путей для перевозки украинских грузов в ЕС. Тысячи вагонов стоят в очередях на границе между Польшей и Украиной.
Украина также хочет нарастить поток грузовых автомобилей и перевозить зерно, которое раньше перевозила на кораблях, автомобильным транспортом, но опасается, что ограниченное количество разрешений на международные перевозки может создать "бутылочное горлышко".
"Наш призыв к соседним государствам и к ЕС — отменить эту систему дорожных разрешений, чтобы иметь возможность экспортировать как можно больше без ограничений — по крайней мере на период, когда у нас нет доступа к морским портам", — призвал Качка.
Логистическая задача, стоящая перед ним, огромна. До войны Украина отправляла водным транспортом более 70% своего экспорта. В 2021 году 99% из 24,6 млн тонн экспорта кукурузы с Украины были отправлены морем.
Влияние остановки украинского экспорта может ощутиться в Египте, Турции и на всем Ближнем Востоке, где существует острая зависимость от пшеницы с Украины.
Как ранее заявил начальник Национального центра управления обороной Российской Федерации генерал-полковник Михаил Мизинцев, вдоль побережья причерноморских государств сохраняется угроза дрейфа сорванных с якоря украинских мин. Со стороны РФ принимается весь комплекс исчерпывающих мер по обеспечению гражданского судоходства в акваториях Черного, Азовского и Средиземного морей.
Россия начала военную операцию на Украине 24 февраля. Президент Владимир Путин назвал ее целью "защиту людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима". Для этого, по его словам, планируется провести "демилитаризацию и денацификацию Украины", предать суду всех военных преступников, ответственных за "кровавые преступления против мирных жителей" Донбасса.
По заявлению Минобороны РФ, Вооруженные силы наносят удары только по военной инфраструктуре и украинским войскам и на 25 марта выполнили основные задачи первого этапа – существенно снизили боевой потенциал Украины. Главной же целью в российском военном ведомстве назвали освобождение Донбасса.