РИГА, 19 мар — Sputnik. "Помнится, в советское время я тайно слушал "иностранные голоса". И иногда в разговоре с коллегами надо было прикусывать язык, потому что было трудно выскользнуть от вопроса: а откуда ты это знаешь?" - пишет Виедайс Манелс на портале Pietiek.
Слава Павлютсу Морозову!
И вот, теперь мы вернулись в Советский Союз! Только улучшенный на капиталистический манер. За просмотр ТВ "Империи зла" придется заплатить штраф 700 евро. Бюрократически завязывание глаз, ушей и рта упаковано в следующее предложение: административная ответственность для конечного пользователя за использование нелегальных систем, позволяющих смотреть телевидение, в том числе неразрешенные в Латвии программы.
Поэтому каждому, кто откроет рот, делясь запрещенной официально информацией, придется считаться с репрессиями.
Метла цензуры выметет "неправильные точки зрения" и в Интернете. Всему вышеупомянутому особенно радуется депутат Артус Кайминьш (по профессии - журналист, прим. перевод.) – для которого единственная необходимая информация - это адрес ближайшего ресторана, пишет автор.
Но не все, как считает Манелс, хотят жить в бочке, чтобы их кормили из ложечки. Здесь надо считаться с тем, что в обществе бытуют сильные традиции "стукачества". О вас может сообщить сосед, коллега, знакомый и даже близкий человек. Не зря, как мрачно шутят, в аду котлы с латышами не охраняют. Если кто-нибудь попытается вырваться, его вернут свои же.
Местный Павлютс Морозов (министр здравоохранения Павлютс, прим. перевод.) призывает соблюдать "гигиену" информационного обмена и "стучать". Не зря этому человеку доверено уничтожить непривитых, как класс. Но, как бы ни старались, правда все равно выскользнет из мешка. В обществе, у которого заткнут рот, копится недовольство и ненависть к доморощенным насильникам. Кроме того, запретный плод обычно кажется самым вкусным, заключает автор.
В постскриптуме к своей заметке автор добавляет, что, по его мнению, настоящие шпионы в Латвии сейчас активнее всех других пропагандируют русофобию.
Это что, демократия?
Каспарс Пудникс на том же портале развивает начатое предыдущим автором.
Он утверждает, что сегодня мы живем в такой Латвии, где нет демократии, как бы нас не убеждали в обратном с ТВ экранов.
Людей задерживают и держат в заключении за выражение своего мнения. За то, что вступились за свой народ и людей. Арестовывают за то, что отказались петь в едином ряду с властью. Это демократия? Конечно нет"
Перед посольством России можно стоять с украинским флагом, однако выражать поддержку русскому народу нельзя. Как это? По какому праву? Разве демократия - это не разнообразие мнений? Тогда почему одни равноправнее других?
И ответ, считает Пудникс, совсем простой - в Латвии нет никакой демократии. А есть тоталитаризм. Есть только "их" мнение, других нет.
Свобода слова? Какая свобода? Автор возмущен тем, что Facebook заблокировал его на 30 дней за выражение своего мнения о защите традиционной семьи, за это же его безвозвратно удалили из соцсети draugiem.lv. И вы это зовете демократией?
Лембергс - как Макрон и Шольц
Недавно Союз Зеленых и крестьян, долгие годы зависевший от финансирования бизнесмена и мэра Вентспилса Айвара Лембергса, выступил со странным заявлением, дистанцировавшись оn высказываний опального градоначальника.
Странным это заявление можно считать потому, что Лембергс высказался против конфликтов и за переговоры. Свое мнение он подтвердил на портале Ventas balss.
За эту позицию Лембергс получил острую публичную критику и угрозы исключить его из общества "Клуба декларации 4 мая", а депутат Думы Вентспилса от Консервативной партии Бруно Юршевичс вообще обозвал Лембергса нехорошим словом "дерьмо".
"Я искренне рад, что в своей позиции я не одинок. И президент Франции Эммануэль Макрон, и канцлер Германии Олаф Шольц - за переговоры. Германия и Франция настаивают на том, что единственный способ решения данного кризиса - путем переговоров между Украиной и Россией", - высказывается Лембергс с тем, чтобы показать другим, что он в своем мнении не одинок.
Далее он обращается к своим "уважаемым критикам и поносителям".
"Назовете ли вы дерьмом французского президента Эммануэля Макрона и канцлера Германии Олафа Шольца за то, что они хотят переговоров?" - вопрошает бывший мэр Вентспилса.
Сказка - ложь, да в ней намек
Публицист Бен Латковскис на портале NRA пишет о дне памяти латышских легионеров СС 16 марта, как об одном из "нациебразующих мифов".
По его словам, "миф" о 16 марта не литературный, как эпос о Лачплесисе и его победе над Черным рыцарем, а а исторический. До 1940 года главным "врагом" латышей (кавычки необходимы, чтобы указать на абстрактный, эфемерный характер этого понятия) были немцы, отмечает Латковскис. Когда в октябре 1939 года по приглашению Гитлера, который уже знал, что Латвия скоро "попадет в лапы Сталина", немцы покинули Латвию, люди находились в состоянии неописуемой эйфории.
"Оба моих родителя были в сознательном возрасте в это время и рассказывали мне об этом. Улманис даже позволил заявлять, что [немецкие] улицы Старой Риги были вымощены черепами [замученных] латышей. Наконец-то вечные враги ушли", - пишет Латковскис.
Но 1940-1941 годы перевернули все с ног на голову. "Бывшие русские друзья" (а в книге "Книпская битва" дети во время игры в снежки поделились на русских и турков и никто не хотел быть турком, все хотели играть за русских) стали главными врагами, пишет автор.
По его словам, если "сначала в сознании латышей была мысль, что если уж выбирать между русскими и немцами, сдаться лучше русским, то депортации создали для латышей архитипичного врага, абстрактного "русского"".
"Непротивление и последующее потакание русским, мгновенный переход на русский язык, как только слышишь, что собеседник не говорит по-латышски или говорит плохо, создали в латышах стойкий коктейль из чувства вины, унижения и стыда, от которого мы не можем избавиться, сколько бы воинственных лозунгов ни использовали, чтобы подбодрить себя", - объясняет Латковскис.
Публицист считает, что одной из попыток смыть это чувство вины как раз и является глорификация 16 марта.
"Архетипический подтекст мифа о 16 марта таков: да, мы сдали свою страну без сопротивления 17 июня 1940 года и "легли под русских". Это, конечно, позор, но мы смыли это унижение 16 марта 1944 года, когда две латышские дивизии "набили морду" русским у реки Великая. Теперь, с высоко поднятой головой, мы каждый год 16 марта напоминаем миру, что мы преодолели трусость 17 июня, и празднуем (отмечаем) наше возрождение 16 марта. Поэтому уважайте и почитайте нас", - пишет Латковскис.
Он объясняет, что для этой истории неважно то, что латышские части воевали за гитлеровскую Германию. Не важно даже то, насколько сильно им на самом деле удалось "дать по заднице" русским. Важно лишь то, что однажды они все же выступили против русских.
При этом, как отмечает Латковскис, например, у соседней Литвы нет необходимости в подобных мифах. Потому что территориально Литва даже выиграла от всех этих событий. При этом на территории Литвы так и не удалось создать гитлеровского легиона СС.
"Литовские старшие офицеры оказались в концентрационном лагере Штутхоф за отказ сотрудничать с нацистами. Потому что они дали клятву своей стране. Поскольку предложение вступить в легион означало бы присягнуть на верность Адольфу Гитлеру, который даже не обещал независимой Литвы, литовские генералы предпочли Штутхоф нарушению присяги", - объясняет Латковскис.
Автор отмечает, что если говорить о том, как именно он относится к 16 марта, то, по его мнению, в нынешней исторической и политической реальности, учитывая низкую национальную самооценку в Латвии, "лучше иметь историю, чем не иметь ее вообще".