РИГА, 5 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. Известного латвийского активиста Александра Гапоненко местная Фемида судит так долго, что многие запутались, за что именно. В феврале сообщалось, что его приговорили к полутора годам тюрьмы условно, но до этого говорилось, что суд наказал его 10 месяцами тюрьмы условно.
Чтобы узнать, за что именно судят автора серии книг о европейском фашизме, корреспондент Sputnik встретился с ним в Риге.
Провидец Гапоненко и безобидный памфлет
"Против меня идет два уголовных процесса. По первому суд Видземского района столицы приговорил меня во второй инстанции к 10 месяцам тюрьмы условно. Это за то, что я выступал против шествий представителей легионеров Waffen SS и их поклонников 16 марта в Риге. Сейчас этот процесс находится на рассмотрении в суде третьей инстанции – Верховном суде.
А вот 8 февраля тоже суд Видземского района принял решение по второму уголовному процессу и приговорил меня к полутора годам тюремного заключения тоже условно", - рассказывает Гапоненко.
Латвийский правозащитник Александр Гапоненко
© Sputnik / Алексей Стефанов
По первой статье семь лет назад антифашиста обвинили по существовавшей тогда стандартной схеме – за разжигание межэтнической розни. В то время русскоязычных активистов выдавливали из общественной жизни, в том числе именно так. Поводом послужил памфлет – "Третья мировая война. Взгляд из Пурвциемской многоэтажки", который он опубликовал на интернет-портале "ИМХО-клуб" у редактора Юрия Алексеева (также осужден на 14 месяцев).
"Совершенно невинный памфлет, не очень злобный. Мой взгляд на то, как будет развиваться ситуация в Латвии, если Запад все же решится устроить какой-то конфликт, провокацию и довести дело до военного конфликта, - вспоминает активист. - И когда прокурор зачитывал его, а он достаточно объемный – читал минут 40, мне очень даже понравилось. Я уже подзабыл свой памфлет. Но в нем нет совершенно никакого упоминания ни о каких этносах, только конфликт интересов, который может перерасти в военный конфликт".
Статью о разжигании ему притянули за уши. Поэтому Гапоненко удалось избежать реального тюремного срока, но пока не удалось доказать свою полную невиновность. Впереди кассация.
Это месть за русский как второй государственный
Четыре года назад Александр Гапоненко привлекли по более серьезной статье – он стал первым подсудимым, на ком власти опробовали новую и очень расплывчатую статью "работа в пользу иностранного государства". В деле было два эпизода.
"Если говорить своими словами, по первому эпизоду я, по существу, пытался совершить госпереворот - подрывал государственное устройство Латвийской Республики. И тоже оцените аргументацию прокурора - на своей страничке в Facebook я написал, что приветствую волеизъявление каталонского народа, который на референдуме принял решение выйти из состава Испании, поскольку Устав ООН предполагает, что каждый народ имеет право на суверенитет. Это соответствует международному праву. В чем суть моего преступления?" - спрашивает активист.
И поясняет, что привел на суде аргумент в свою защиту: одновременно с Гапоненко результаты референдума поддержал и тогдашний премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис (сейчас Европейский комиссар по вопросам торговли). Он тоже приветствовал решение каталонцев и сравнил их с действиями латышей в 1990 году по борьбе за выход из состава СССР. И даже послал каталонскому народу официальное приветствие от Латвии.
"То, что Домбровскис признал каталонский референдум - это положительное явление, а то что я – уголовное преступление. Где здесь логика? Нет ли здесь этнически ориентированного осуждения? Русские не могут это делать, а латыши могут? – задал я вопрос суду. Но судья пропустил мою аргументацию мимо ушей, меня сочли виновным по этому эпизоду и присудили один год условного наказания. Даже больше, чем просил прокурор – тот хотел полгода условно", - возмущается правозащитник.
Второй эпизод как раз и стал пробным шаром – Гапоненко судили по новой 81-й статье, обвинили в работе в пользу иностранного государства, фактически - в измене Родине. Но она настолько плохо сформулирована, в ней даже не прописано, что именно является преступлением, что подвести под уголовный процесс можно едва ли каждого активиста.
"Во время своего выступления в суде я заявил, что сформулирована эта статья крайне невнятно. Когда эту статью принимали в 2016 году, я участвовал в дискуссии вместе с Володей Линдерманом (латвийский активист и журналист – ред.), и мы критиковали Сейм за то, что он принимает такую неконкретную статью, по которой можно привлекать к ответственности кого угодно. Я иронизировал: расскажу уборщице в кафе около Рижского вокзала о том, что у меня в подъезде течет крыша, поругаю рижское домоуправление, это могут счесть как работа на Россию с целью дискредитации Латвии и осудить меня. Это была ирония. И вот спустя четыре года меня реально привлекли за такого рода высказывания, а в феврале этого года осудили", - поражается Гапоненко.
Он опять же привел в суде пример. Кто реально нанес ущерб имиджу Латвии – Гапоненко-ученый, принимающий участие в дискуссиях, осуждающий законы и действия отдельных руководителей государства, или один из руководителей латвийского государства – министр иностранных дел Ринкевичс, который во время чемпионата мира по хоккею сорвал в центре Риги государственный флаг Беларуси и повесил вместо него бело-красно-белое полотнище, которое использует белорусская оппозиция?
"Ринкевичс надругался над символом Республики Беларусь. На него совершенно справедливо обиделось руководство соседней страны и прекратило транзит между Латвией и Беларусью. Реально пострадала значительная часть латвийского населения – железная дорога, порты. Люди лишились заработка, бюджет налогов. Эти действия полностью подпадают под статью о работе против латвийского государства в пользу иностранного, - попытался образумить судью Гапоненко. – И при этом что такого сказал я? Как это повлияло на Латвию? Но никто на суде мне так и не ответил на этот вопрос".
Собеседник уверен, что это довольно серьезное решение - осудить его с учетом двух эпизодов на полтора года условного заключения. Основания для этого должны быть действительно очень весомыми, а их нет, уверен Гапоненко.
"Я не могу их найти и считаю, что это просто попытка рассчитаться со мной за события 10-летней давности. За то, что я проводил референдум за русский язык как второй государственный. Начальник службы полиции безопасности - на тот момент Рейникс - в 2012 году заявил, что Гапоненко - реальный организатор референдума за русский язык, но привлечь его, к сожалению, невозможно, поскольку он действовал в рамках закона. И вот правящая элита выждала 10 лет, а 22 февраля как раз был юбилей этого референдума, и рассчиталась. Наказала меня", - уверен активист.
Латвийский стандарт – задушить экономически
Помимо чисто уголовного наказания, наказали Гапоненко и финансово. Во время обыска по второму делу о госизмене у него изъяли хранившиеся дома около трех тысяч евро и 100 датских крон (порядка 15 евро). И судья приняла решение эти деньги конфисковать, хотя не имела права, поскольку статьи, по которым судили антифашиста, такого не предполагают. Но это никого не волновало.
К слову, происхождение датских крон – это вообще уникальная история. Гапоненко написал статью для одной датской книги и снова про третью мировую войну – будет ли она. В этот же сборник статью писал министр обороны Латвии Артис Пабрикс. Правда, Гапоненко ездил в Копенгаген на презентацию, а министр нет. Однако их вполне можно назвать соавторами и если уж наказывать, то нужно обоих – Пабрикса тоже.
Хотя за референдум, который помог организовать Гапоненко, Латвия его уже наказывала. В 2012 году так откровенно в Риге еще не фабриковали уголовные дела, но зато экономически уже душили, по стандартной схеме устранения активистов. У Гапоненко была своя компания – вот его и обвинили в нарушении неких законов, тут же закрыли и ликвидировали. Дело ушло в суд, прошло три инстанции, и на антифашиста наложили штраф в 12 тысяч евро. Платить он отказался. "И теперь все, что я получаю больше 500 евро, уходит в пользу латвийского государства", - говорит Гапоненко.
Он не то что не унывает – продолжает активную общественную деятельность в Латвии, пишет книги про фашизм, и очень сильно мозолит глаза спецслужбам и властям. Но ничего с ним сделать не могут, потому что от своих идей и принципов отказываться он не собирается.
"Я веду свою пропагандистскую деятельность, чтобы как можно больше людей осознали, что происходит в Латвии, и заняли если не активную, то хотя бы внутреннюю позицию. Передаю свои установки друзьям, детям и внукам. И никогда не предам память своих предков, боровшихся с фашизмом", - заключает Александр Гапоненко.