РИГА, 2 мар — Sputnik. Чтобы воспользоваться взаимопомощью, которую государства - члены ЕС должны оказывать друг другу, президент Украины Владимир Зеленский попросил об "особой процедуре" для вступления в ЕС; в том, насколько это осуществимо, разбирается французское издание Le Figaro. Полный перевод статьи опубликован на сайте ИноСМИ.
На этой неделе Зеленский подписал очередную заявку о членстве Украины в ЕС.
Накануне глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила в интервью Euronews, что хотела бы видеть Украину в ЕС.
"У нас с Украиной есть процедура, направленная на интеграцию украинского рынка в единый европейский рынок. У нас очень тесное сотрудничество в энергетической сети [...]. Со временем украинцы станут частью нас, одними из нас, и мы хотим видеть их в ЕС", — заверила она.
Возможна ли настолько быстрая интеграция на самом деле, или мы имеем дело с обычной демагогией, в которой Урсулу фон дер Ляйен часто обвиняет европейская пресса?
Соглашение об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, которое вступило в силу в 2017 году, заменило первое соглашение о партнерстве, которое было заключено в 1998 году, и в настоящее время представляет собой углубленное соглашение о свободной торговле.
Однако в статье 49 Договора о Евросоюзе подчеркивается, что даже при любой "особой процедуре" нельзя стать полноправным членом ЕС без очень серьезных законодательных и административных изменений.
В 1993 году в Копенгагене ЕС установил жесткие критерии вступления, среди которых есть три точно отсутствующих на Украине элемента: стабильность институтов, соблюдение верховенства закона, а также стабильное развитие экономики.
Для вступления в ЕС сначала нужно формально подать кандидатуру вашей страны в Совет ЕС и получить решения Еврокомиссии, которая предоставляет стране официальный статус "кандидата".
После этого начинается долгая серия переговоров. Они касаются, в частности, законодательных актов ЕС, которые должны быть включены в национальное законодательство: это тысячи законов и текстов, регулирующих жизнь внутри Евросоюза. Для каждой области необходимо оценить последствия, предложить возможные адаптации или переходные положения... Все это очень сложная и долгая работа.
Требования на этом этапе столь многочисленны, что они не позволяют принять даже более благополучную страну, чем Украина, в течение нескольких дней.
Франческо Мартуччи, профессор европейского права в Университете Париж-II-Ассас, напоминает, что ни одного из этих этапов нельзя избежать, так как статья 49 определяет, что вышеописанный бюрократический путь — единственный способ вступления в ЕС.
Но даже если бы ЕС ускорил эту процедуру, Киеву потом пришлось бы еще и дождаться одобрения каждой страны-члена: "членство должно быть ратифицировано каждым государством ЕС путем референдума или голосования в парламенте". Обычно процесс вступления затягивается на несколько лет: официальная заявка Хорватии, последнего нового члена ЕС, была подана в 2003 году, а вступила в Евросоюз она только в 2013 году, десять лет спустя.
"Можно представить эволюцию ассоциированного статуса, которая может зайти очень далеко, если будут затрагиваться вопросы обороны", — добавляет профессор Мартуччи.
Но опять же, учитывая деликатность вопроса, это потребует ратификации в каждой стране ЕС. Поэтому для ускорения этого процесса потребуется серьезное политическое соглашение между всеми странами. Но исполнительная власть ЕС, похоже, не одобряет такой подход на данном этапе.
Кроме того, возникает вопрос: а зачем брать Украину в ЕС? Что это изменит в деле укрепления ее безопасности?
Статья 42-7 Договора о Евросоюзе предусматривает, что "в случае, если государство-член станет объектом вооруженной агрессии на его территории, другие государства-члены должны помогать и содействовать ему всеми возможными средствами". В статье также упоминается НАТО как "основа коллективной обороны" для государств.
Если учесть, что почти все члены ЕС — еще и члены НАТО, то включение Украины в эту систему может еще больше поссорить Россию и Запад. Ведь получается, что членство Украины обяжет ЕС более активно участвовать в конфликте против России. А ЕС воевать с Россией не торопится.
Короче говоря, присоединение к ЕС представляет собой чрезвычайно тяжелое с технической точки зрения дело, а заявление президента Зеленского носит чисто рекламно-политический характер.