РИГА, 29 янв — Sputnik, Алексей Смирнов. Что подвигло Москву потребовать от Вашингтона гарантий нерасширения НАТО на восток, насколько опасна военной эскалацией ситуация на восточной украинской границе – или это все же ток-шоу, какие стратегические комбинации строятся в треугольнике США - Россия - Китай, какая армия может уже сегодня заменить объединенные военные силы Североатлантического альянса и какие национальные вооруженные силы лучше для Латвии, чем существующая модель, отвечает собеседник Sputnik Латвия политолог Нормундс Гростиньш.
Председатель правления латвийского Института исследований будущего, член правления партии "Центрс" Нормунд Гростиньш видит сравнительно малые вероятности развития в ближайшем будущем военного конфликта между Россией и Украиной. При этом он называет военные учения России и Белоруссии "Союзная решимость" в феврале 2022 года именно тактическими учениями: в декабре минувшего года страны договорились провести на западе и юге Союзного государства крупные войсковые оборонительные маневры, в ходе которых генштабы не планируют наступление войск и техники на территорию сопредельной Украины. Заявления обратного, в том числе из Вашингтона, лидеров стран НАТО и - чаще всего, каждый день, из администрации президента на киевской улице Банковой, по мнению Гростиньша, являются фоном политического торга за уступки и сферы влияния в Европе в "поясе безопасности" РФ.
"Официальная ритуальная риторика НАТО сейчас очень понятна и логична: "единство демократии", "отпор агрессии Кремля", "неизбежная быстрая победа сил добра" и т.д. и т.п. скрывает некоторую растерянность от декабрьского ультиматума России. Довольно долгое время Москва вела диалог с позиций обороняющейся стороны, но политическая слабость Кремля сегодня, это уже прошлое. Во-первых, все происходит на фоне изменившегося соотношения сил, а что происходит, все мы видели в прошлом году в Афганистане с уходом США и НАТО. Это повторило бегство американцев в 1975 году из Сайгона, настолько же драматично. Все вспомнили, что за полвека Америка снова проигрывает людям, которые воевали в сандалиях – не в берцах, в униформе, с современным оружием и танками, а со старыми "калашниковыми". Это показатель, что сегодня США не настолько сильны, как при разделе Югославии. Появилось много вопросов в сфере глобальной политике, Россия впервые с 1991 года поставила ультиматум. Который стал предметом торга с США, а Украина в этом случае – просто территория, как в 2008 году Южная Осетия", - говорит наш собеседник.
Слабость - фактор поражения
По мнению Гростиньша, декабрьский ультиматум оставлял Вашингтону некоторое, хотя узкое и неудобное, пространство для новых дорожных карт, но для 46-го президента Джо Байдена, Демпартии США и всей системы внешней американской политики это стало бы вторым чувствительным пинком в задницу после завершения 20-летней, скажем так, миротворческой демократической миссии НАТО-OTAN в Афганистане. Как полагает Гростиньш, Россия просчитывала варианты, что Америка откажется от ультиматума, который стал бы позором для великой страны, и в Москве просчитаны возможные варианты развития ситуации.
"Россия не может отказаться от ультиматума, потому что это покажет ее слабость и Россия потеряет международный авторитет. Вашингтон не может принять ультиматум, потому что боится точно такого же. Очевидно, поскольку все происходит в российском поле ответственности, Москва просчитала немного дальше и думаю, Россия не сможет проиграть. Тут есть несколько вариантов того, что может случиться в ближайшем будущем – и самый вероятный, это развитие ситуации по сценарию Южной Осетии в 2008-м году.
Ситуации очень похожи: армия Грузии при президенте Саакашвили также была тренирована американскими инструкторами, нападение на Цхинвал было просчитано аналитиками НАТО как успешное – но война длилась пять дней, Россия ввела миротворцев и грузинская армия отступила почти до Тбилиси. Сейчас вместе Южной Осетии – Донецк и Луганск. Не исключено, что Украинская армия пойдет в наступление, хотя против войны все три стороны Минских соглашений в Европе – напомню, что это Германия, Франция и Россия также. Украине нужен мир, но нужен ли мир украинским партнерам? Не исключаю, что Соединенные Штаты подтолкнут Киев к военной экспансии, чтобы потом сказать, что Россия напала первой – так было в 2008 году в "пятидневной войне", когда Артис Пабрикс, нынешний министр обороны Латвии, заявил, буквально дословно цитирую, что "Россия напала на Грузию". Хотя британский ВВС в сюжете показал, что это армия Грузии напала на Южную Осетию – публику в Латвии накормили ложью. Сейчас, если нападет Украина, а это в двести раз вероятнее, снова прозвучит пропаганда, что Россия напала – в такой лживой политической реальности сейчас живет Европа".
Тут можно спорить, не соглашаться, приводя различные аргументы – например, разве Михаил Саакашвили не сделал Грузию после Революции роз настоящей оранжереей демократии в Закавказье, и разве украинцам после Майдана незалежности в 2014 году Брюссель не дал безвиз в Европейский союз, а сама Украина не получила возможность развития на кредитные линии западных партнеров? И да, конечно, демократические ценности, которые поддерживает Латвия. Но речь вообще-то о другом – о том, как будет развиваться ситуация, если СВУ, а армия Украины, как говорил президент Зеленский, уже одна из сильнейших в Европе, начнет наступление по всему фронту сепаратистских республик ЛДНР? В которых, напомним, едва ли не большая часть населения получила гражданство РФ?
Сила – в правде, и что своих не бросают
"Я думаю, непреложный факт, что Россия защитит своих граждан на Донбассе в случае войны, как США везде и всюду спасают американцев, прекрасно понимают политики Германии и Франции. Там войны не хотят, хотя конфликт между ЛНДР и Украиной длится уже 8 лет – не холодная, а настоящая горячая фаза военных действий. В случае, если начнется наступление на Донецк и Луганск, допускаю, что для защиты своих граждан Россия будет вынуждена ввести войска. И Белоруссия. И будет очень плохо и для Минских соглашений, и для Парижа с Берлином как гарантов выполнения Минских соглашений. Германия это понимает особенно. И при этом такой сценарий эскалации – умеренный!", - считает наш собеседник.
Впрочем, даже в худших прогнозах политолог видит малую вероятность разрастания локального конфликта в полноценную войну – напомним, что Россия является страной с ядерным вооружением, а наличие на боевом дежурстве гиперзвуковых ракет с разделяющимися ядерными боеголовками, способными почти мгновенно накрыть любую цель не только в Европе, но и в Америке, является самым лучшим аргументом для политического торга. И тут снова политолог Гростиньш вспомнил о российском ультиматуме Джо Байдену. По его мнению, торг после пяти стадий принятия неизбежного решения придет к какому-либо компромиссу, а с Россией, в которой до недавнего времени в Москве в районе Якиманки на ул. Мытная, 3, активно работала миссия НАТО, всегда можно прийти к компромиссу, как считает Гростиньш. Миссия НАТО вернется в Москву, а миссия России – в Брюссель, и все будет как раньше, фантастика.
"Интересный момент – на армейские учения Союзного государства России и Белоруссии перебрасываются войска с Дальнего Востока, то есть с китайско-российской границы. Что говорит о том, что Кремль доверяет Пекину. При этом на самом деле не Россия – а Китай является наиболее опасным для Америки геополитическим конкурентом, и очевидно, американцы и "говорящие головы" НАТО ведут торг с Россией насчет создания союза против КНР, как было и в Первой мировой войне, и во Второй мировой, когда Россия и Советский Союз были союзниками против кайзеровской Германии первых, в конечном счете, КНР и РФ находятся и являются важнейшими стратегическими партнерами, расположенными на одном континенте Евразия, а не где-то там за Атлантикой. Китай и Россия – две ведущие державы Европы. Это понимают страны-лидеры ЕС: так, менее недели назад канцлер Германии Олаф Шольц отказал президенту США Джо Байдену в предложении провести в ближайшее время встречу по Украине, сославшись якобы на занятость. Это сигнал – Европа не хочет быть втянутой в эту сложную игру после ультиматума Москвы", - указал Нормундс Гростиньш.
Он также считает, что проект Североатлантического альянса, созданного в 1949 году в Вашингтоне как, надо это признать, эффективный и даже единственный "меч и щит" в фазе острой "холодной войны" между коммунистическим Советским Союзом и условно-коллективным западом, теряет свою актуальность в современной усложнившейся реальности. Во-первых, Россия давно стала уверенным игроком глобальной политики и мирового рынка, а во-вторых, по мере ослабления внешнеполитической роли США единая Европа уже создала структуру, которая, по сути, почти полностью дублирует аналог НАТО. Для ее развития сегодня нужны лишь инициатива того же канцлера Шольца и например, президента Франции, пусть хоть вновь Эммануэля Макрона.
Оборонная концепция единой Европы
По словам Гростиньша, структура "Галилео" - совместный проект европейской спутниковой системы навигации ЕС и Европейского космического агентства, а также командные штабы единой (возможные теоретически без участия США) армии стран Европейского союза позволяют говорить о том, что будет (если будет) после НАТО в Европе. Лиссабонский договор ЕС, вступивший в 2009 году, для Латвии имеет силу даже большую, чем национальная конституция Сатверсме – и согласно этому договору, нападение на одну страну единой Европы является нападением на всю Европу. При чем тут аналогичная 5-я статья договора НАТО, которая дублирует соглашение, подписанное в Лиссабоне в 2007 году, когда Берлин, Париж и Лондон "уточнили" военную и политическую роль тогда еще абсолютного лидера США.
"Если мы говорим о большой войне современности и будущего, очевидно, что вместо роли танков, гаубиц, БМП и т.п., всего того, что еще активно продается на мировом рынке вооружений со Второй мировой войны, в том числе как вооружение, как бы обязательное для стран НАТО, стоят военно-космические войска. Которые невозможны без навигации с орбиты. В России – свой ГЛОНАСС, в Китае - BeiDou-3, в США и значительной части покрытия – GPS. Но когда США предложили европейским партнерам НАТО использовать GSM, мы вежливо отказались – нет, в Европе будет развиваться своя навигация "Галилео". Европейская армия может воевать без американцев. Об этом не говорят, потому что есть НАТО, маркетинг, пропаганда и так далее, но единая армия ЕС уже факт. Это только Латвия и Эстония – лидеры по выплатам в бюджет НАТО, говоря о необходимости тратить почти 2,5% от ВВП в год (почти миллиард долларов в 2022 году в Латвии), а в Германии это – 1,3% от ВВП, и денег в бюджете там нет. Европейская армия создается и очевидно, многое меняется", - говорит Гростиньш.
Вероятно, его интервью звучит некомфортно для молодых стран-членов НАТО, как Латвия, Литва, Эстония и еще ряд новых партнеров в пост-социалистической Восточной и Центральной Европе, и скорее всего будут названы аналитиками НАТО по стратегическим коммуникациям "фейком" или "пропагандой", но давайте посмотрим объективно – после бомбежек Сербии в далеком 1999 году у альянса нет видимых военно-политических достижений кроме того, что крошечная Северная Македония в 2019 году стала круглой цифрой на карте альянса – тридцатой страной-членом НАТО. Про факап в Афганистане было сказано выше, Ирак, Сирия, Ливия, все африканские и латиноамериканские сюжеты и особенно успехи в сфере влияния, которую Китай обозначил как свою, это не об альянсе, такие кейсы лучше бы сразу накрыть саваном. Господин Гростиньш считает, что лучшей моделью партнерства в современной Европе является пример Финляндии, которая не является членом НАТО, но является получателем экономических выгод от пограничного соседства и партнерства с Россией.
Когда латышей не втянут наконец в авантюры?
"5-я статья договора НАТО – не абсолютная гарантия, и более того, в НАТО растут противоречия. Грецию и Турцию трудно назвать идеальными партнерами этого блока. Эрдоган ведет свою игру, у него не только российские АЭС и газопровод, но и оружие из России. Я думаю, Латвия выйдет из НАТО, поучившись у Финляндии и Австрии – очевидно, что для обороны нашей страны нужна своя латвийская армия, а не иностранный контингент. Это произойдет если не при Путине, думаю, то при другом российском лидере. Демилитаризация Европейского союза, где Франция, Германия и Россия являются членами ядерного клуба, неизбежна ради мира. Чужие солдаты на своей земле – это нехорошо, это Латвия уже проходила. Не будет их, латышей не втянут в авантюры в Афганистане, Ираке и т.д. А миллиард долларов в год расходов для маленькой страны это слишком много, хотя продавцы и покупатели оружия имеют очень хорошие деньги на секретных закупках", - указал Гростиньш.
Руководитель латвийского Института исследований будущего видит профессиональную армию контрактников, имеющих исключительно гражданство Латвии, как символ независимости суверенной республики, не исключая при этом совместных операций латвийских солдат и офицеров в объединенных военных силах ЕС. В обозримом будущем, возможно, уже при действующем лидере Си Цзиньпине, Нормундс Гростиньш видит также мирный переход Тайваня в юрисдикцию КНР и усиление китайского влияния во всем мире, включая южноамериканские страны. Но Китай стратегически ведет экспансию без разрушений инфраструктуры и экономических резких действий – показательным исключением, конечно, стала ситуация в Литве. За год Литва потеряла импорт из КНР на сумму почти два миллиарда евро, литовский бизнес вынужден ре-импортировать из других стран даже бытовую технику и гаждеты китайских заводов, как мобильные телефоны Honor и Xiaomi.
"Я не думаю, что торг Москвы и Вашингтона вокруг Украины, ультиматума о прекращении экспансии НАТО на восток и прочего настолько сложный, что повторится Карибский кризис 1962 года и российские ракеты будут установлены на Кубе, Венесуэле и Никарагуа. Я думаю, даже в Белоруссии ядерные межконтинентальные ракеты русских не появятся – гиперзвуковое оружие позволяет эффективно поражать цель из любой точки, тем более при таком развитии подводного флота, как у России. Параллельно этому усиливается роль Турции в Малой Азии и даже в Средней Азии – инициативы к созданию Великого Турана очень заметны не только в Азербайджане, в Грузии но недавно в Казахстане. При этом президент Эрдоган охотно сотрудничает с Россией и после попытки переворота в Анкаре в 2016 году Турция уже не настолько лояльная часть блока НАТО, как хотели бы думать проамериканские стратегические аналитики в Вашингтоне.
Украинский кейс и все вышеназванные, увы, чересчур часто озвучиваемые политиками милитаристические нарративы в данном случае Гростиньш сравнил с давно уже режиссируемым телевизионным ток-шоу (только в очень больших масштабах, с огромными инвестициями, оружием, пропагандой, хайпом и неизбежными на войне смертями среди как солдат, так и среди мирного населения), в котором будут определены границы и красные линии в Восточной Европе. Также наш собеседник выразил надежду, что тревожная ситуация на границах нормализуется: война делает очень богатыми только некоторых кукловодов, а мир и стабильность создают успех для большинства или всех.