На фоне лавинообразного дефицита бюджета Латвия убивает отрасль, несущую миллиарды

Почему Латвия не хочет зарабатывать деньги на транзите, когда все возможности для этого есть? Неужели правительство не понимает, как заработать, зная только, как тратить...
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 2 янв — Sputnik. Дефицит государственного бюджета и внешний долг Латвии за время правления Кришьяниса Кариньша пережил лавинообразный рост. Если в 2019 году, когда правительство Кариньша пришло к власти, общий дефицит госбюджета был 63,2 миллиона евро, то за 11 месяцев 2021 года дефицит консолидированного государственного бюджета составил уже 1,03 миллиарда евро – что на 490,5 миллиона больше, чем за соответствующий период прошлого года, пишет BNN News.
В такой ситуации правительству следовало бы задуматься о том, как заработать больше, но вместо этого государственные деятели, похоже, взялись за целенаправленное разрушение портового и транзитного бизнеса.
Транзит
Линкайтс назвал транзит рискованным бизнесом и дал сигнал перевозчикам по поводу санкций
Для сравнения: если в 2019 году госдолг составлял 10,8 миллиарда евро, то в 2021 году он был уже 14,9 миллиарда евро, а в 2022 году достигнет отметки в 17 миллиардов евро.
В этой ситуации важен каждый предприниматель и им оплаченные налоги, но, как это ни парадоксально звучит, с помощью недальновидных и необдуманных решений правительство сейчас упорно работает над тем, чтобы уничтожить отрасль, которая еще относительно недавно приносила более млрд евро в год и давала работу более 80 000 рабочих.
В последние годы ситуация в крупных латвийских портах, а также в сфере грузовых железнодорожных перевозок резко ухудшилась из-за геополитической ситуации.
После ухода российских грузов Латвия в основном акцептировала внимание на сотрудничество с Беларусью, и только в 2020 году предложила ей сотрудничество в области транспорта и логистики.
Как в то время написал министр транспорта Талис Линкайтс в сопроводительном письме: "Латвия и Беларусь похоже смотрят на двустороннее сотрудничество и партнерство, которое обеспечит интегрированную цепочку интермодальных логистических связей и облегчит перемещение грузов и облегчит движение новых грузопотоков между Европой и Азией".

Транзит под санкции не подпадает

"Схожее видение" рухнуло как карточный домик после экономических санкций, введенных Евросоюзом и США на Беларусь. Уже тогда стало ясно, что их экономические последствия наиболее всего ощутит сфера транзита и логистики Латвии.
Литва не хочет дарить Латвии и Эстонии транзит "Беларуськалия": вся надежда на США
После попыток Литвы "избавиться" от транзита белорусских грузов удобрений компании "Беларуськалий" через Литву, которые, скорее всего, полностью прекратятся с февраля 2022 года, у Латвии появилась бы хорошая возможность перенять эти грузы.
Полуопустевшим латвийским портам было бы весьма выгодно сейчас перенять грузы белорусского предприятия "Беларуськалий" из Литвы. Для железной дороги Латвии и портов это могло бы стать шансом восстановиться после крупного спада грузов, прокомментировал порталу BNN профессор Латвийского университета, доктор инженерных наук Эдвинс Карнитис.
Вполне возможно, что Кришьянис Кариньш попытается прикрыться санкциями США, однако, как официально подтвердило Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США, на транзит продукции предприятия "Беларуськалий" через территорию Литвы санкции США никогда не распространялись.
Это в свою очередь означает, что на международном уровне Латвии никто не запрещает перенять эти грузы. Другой вопрос: не искоренит ли эту столь важную для транспортной отрасли надежду наше же правительство?
Пока возникает ощущение, что риски банкротства, с которыми сталкиваются многие работающие в отрасли предприятия, у которых исторически налажены деловые связи с Беларусью и Россией, на которые указывает Латвийская конфедерация работодателей, для правительства и ответственного за сообщение министра, словно "с гуся вода".
Государственной поддержки предприятиям, которые пострадают из-за введенных в отношении Беларуси санкций нет и не будет. Даже если санкций в отношении транзита белорусских минеральных удобрений вовсе нет, правительство решит не пропускать их через территорию Латвии.
"Будете объезжать по Северному полюсу": Беларусь может ограничить транзит транспорта
По мнению министра транспорта, даже доведенная до грани развала отрасль сможет сама подстроиться под изменения, и бог знает где найти огромные деньги на переориентацию бизнеса и переустройство специализированных терминалов.
В то же время нет четкого, однозначного и обоснованного объяснения того, что в данных обстоятельствах могут делать с белорусскими грузами работающие в отрасли коммерсанты, а что нет. Это, в свою очередь, влияет и на способности предпринимателей сотрудничать с финансовым сектором.
Вместе с тем образуется заколдованный круг — для инвестиций в преобразование специализированных терминалов необходимы огромные средства, банки от кредитования отказываются, поскольку боятся обжечься. Не поддерживает предпринимателей и государство, оно наглядно демонстрирует, что делать этого не собирается.
Известно, что санкции OFAC не распространяются на транзит грузов из Белоруссии через территорию какой-либо страны. Непонятно, относятся ли санкции и к тем нефтепродуктам из Беларуси, которые до попадания в какой-либо из европейских портов несколько раз сменили владельцев и теперь принадлежат, например, некоему греческому коммерсанту.

А кто-то подсчитал потери?

К сожалению, вместо обоснованного объяснения есть лишь политическая манифестация.
Провело ли правительство оценку того, как с белорусскими грузами работают порты других европейских стран? Делались ли расчеты того, насколько большие убытки латвийской экономике принесет решение не пропускать транспортировку белорусских грузов через территорию Латвии? И в конце концов, подумал ли кто-то о механизмах стимулирования экономики?
Латвия может перенять транзит удобрений "Беларуськалия" у Литвы: нужна политическая воля
Лишь очень наивный и близорукий человек (министр транспорта Линкайтс однозначно таким не является) может подумать, что доведение транзитной отрасли до краха отразится только на этой, единственной отрасли.
Нужно считаться с тем, что рабочие места потеряют не только, скорее всего, тысячи работников портовых компаний и транспортной сферы, обанкротятся и бесчисленные мелкие компании, обслуживающие отрасли. По сути произойдет эффект домино, поскольку и волна банкротства малых предприятий будет иметь свои негативные последствия.
А пока мы можем не сомневаться в том, что белорусские транзитные грузы (стоит еще раз напомнить, что на транзит, как объяснил OFAC, санкции США не распространяются) не зависнут в воздухе.
Если их не возьмем мы — возьмут другие. А нам останется моральное удовлетворение, обанкротившиеся компании, практически пустые порты, сотни миллионов недополученных экономикой евро, значительно возросшее число безработных и неуплаченные в бюджет налоги.
При таких обстоятельствах не помещало бы задуматься, почему дефицит общего правительственного бюджета Латвии, по данным Министерства финансов за 2021 год (9,3% от ВВП), был почти в два раза выше, чем в Литве (4,4% от ВВП) и почти в три раза выше, чем в Эстонии (3,3% от ВВП)?
Может, всему виной то, что правительство делает основной упор на денежные траты, а не на зарабатывание, которое подразумевает и поддержку своих предпринимателей и целой отрасли?