Латвия может перенять транзит удобрений "Беларуськалия" у Литвы: нужна политическая воля

© Sputnik / Sergey MelkonovВентспилсский свободный порт
Вентспилсский свободный порт - Sputnik Латвия, 1920, 15.12.2021
Подписаться
Если Латвия не будет принимать никаких законов о запрете транзита белорусских грузов, то местные грузоперевозчики смогут занять литовскую нишу, санкции США напрямую не запрещают это делать, вопрос находится в политической плоскости
РИГА, 15 дек — Sputnik. Некоторые латвийские грузоперевозчики подтвердили, что получили запросы "Беларуськалия" о возможности транзита калийных удобрений через территорию балтийской республики и перевалки в ее портах, сообщает belmarket.by.
Однако перевозчики считают, что Латвия, как и Литва, будет соблюдать американские санкции и транзит белорусских удобрений несет для них риски.
Председатель правления частной латвийской железнодорожной компании Baltijas Expresis, занимающейся перевозками грузов в Вентспилсский порт, Марис Бремзе подтвердил, что с "Беларуськалием" обсуждались технические возможности перевозки удобрений.
"Думаю, они пробуют все возможные варианты, в том числе и Латвию. (...) Мы говорили о железнодорожных технологиях, о том, как обстоят дела с латвийской железнодорожной инфраструктурой. Я не говорю о санкциях, юридических нюансах, я говорю только о технологиях и технических вопросах – да, мы консультировались с "Беларуськалием", – сказал Бремзе.
Мантас Бартушка - Sputnik Латвия, 1920, 15.12.2021
Глава Lietuvos geležinkeliai покинет пост из-за скандала с транзитом белорусских удобрений
Он сообщил, что белорусской стороне была предоставлена информация о том, сколько поездов может пройти через Латвию, как их будут пропускать и так далее. Однако Бремзе подчеркнул, что Латвия является членом ЕС и будет соблюдать санкции.
"У нас такая же ситуация, что и в Литве, с такими же правовыми последствиями, я думаю, у нас такие же проблемы, как и у Литвы", - сказал он.
Он напомнил, что Вентспилсский порт раньше успешно занимался перевалкой грузов "Беларуськалия" и может делать это сейчас, не в том объеме, что Клайпедский порт.
Также Бремзе сообщил, что не слышал, чтобы кто-то из грузоперевозчиков пытался перевезти белорусские удобрения через Латвию.
В свою очередь, Иварас Сормулис, председатель правления Baltijas Tranzitas Serviss, член наблюдательного совета LGC Cargo (литовская компания железнодорожных услуг - ред.), говорит, что переговоров с "Беларуськалием" не было.
"Никто еще не консультировался с нами по поводу альтернативного маршрута или чего-то еще. (...) Пока никто не связался со мной, если есть какие-то законные варианты, мы можем их рассмотреть, но если есть санкции, коды продуктов, то мы тоже ничего не будем перевозить", – сказал он.
Сормулис также сказал, что, насколько ему известно, в Латвии никто не перевозит грузы "Беларуськалия", тем более что санкции уже вступили в силу – 8 декабря.
"Санкции есть санкции, никто не хочет их специально нарушать и не будет этого делать. Мы очень тщательно изучаем вопрос санкций: если их нет – мы работаем, если есть – не работаем. Я думаю, что мы все страдаем с экономической точки зрения (из-за введения санкций США против "Беларуськалия" – ред.) – Латвия, Литва, другие страны ЕС", – сказал Сормалис.
Вагон компании Беларуськалий - Sputnik Латвия, 1920, 13.12.2021
Литва хочет вернуть Беларуси 10 млн евро и запретить транзит удобрений
Baltijas Tranzitas Serviss в настоящее время перевозит российские удобрения и некоторые нефтепродукты для перевалки в Рижском порту. На вопрос о том, может ли "Беларуськалий" перевести перевалку своих грузов в российские порты Северо-Запада, Сормулис выразил сомнения, что это можно сделать в полном объеме и в краткосрочной перспективе.
"Терминал только строится, он еще не готов. Не думаю, что сейчас можно перевалить такой большой объем (в портах РФ – ред.)", – сказал Сормулис.
В свою очередь, Томас Кершис, представитель LGC Cargo и глава литовской Ассоциации железнодорожных компаний, заявил, что теоретически Латвия может снова забрать грузы "Беларуськалия" у Литвы.
"Если в Литве будет принят закон о запрете транзита белорусских грузов, а Латвия такого закона не примет, они могут спокойно принимать их и перевозить, что они и делали успешно до 2012–13 годов", – сказал Кершис.
Он отметил, что оба частных латвийских железнодорожных перевозчика имеют доступ к железнодорожной инфраструктуре, а Латвийская железная дорога позволяет им пользоваться соглашениями как с Россией, так и с Беларусью, чего нет в Литве.
"Все три латвийские компании могут спокойно работать", – считает Кершис.
Напомним, 8 декабря в силу вступили санкции США в отношении "Беларуськалия", но транзит удобрений этого производителя через Литву не остановился, поскольку белорусское предприятие еще в ноябре произвело авансовые платежи за железнодорожные перевозки. Хотя санкции США напрямую не применяются к транзиту удобрений, в Lietuvos geležinkeliai ищет способы вернуть аванс, уплаченный за транспортировку удобрений в январе-феврале 2022 года, и расторгнуть договор с белорусской компанией, поскольку США являются партнерами Литвы и попытка уйти из-под санкций несет для Вильнюса репутационные риски.
Министерство транспорта и коммуникаций Литвы подготовило законопроект о применении санкций в отношении Беларуси, необходимых для обеспечения нацбезопасности. Документ предлагает запретить импорт продукции из Беларуси, закупаемой напрямую или через посредников. Это также предотвратило бы транзит удобрений "Беларуськалия" через территорию Литвы, считают чиновники.
Лента новостей
0