РИГА, 24 дек — Sputnik. На фабриках Вьетнама производятся товары, которые нужны покупателям по всему миру, пишет The Guardian.
Несколько недель Хоанг Тхи Куинь (имя изменено) не только работала на фабрике одежды во вьетнамской провинции Тьензянг, но и спала там же. Ее смена начиналась в 7:15 утра, весь день она шила спортивную одежду, а вечером отправлялась в пустое помещение на фабрике. Там у каждого рабочего была своя палатка, стоявшая на расстоянии двух метров от других, а в палатке - матрас, подушка, одеяло и коробка для хранения вещей. Работникам не разрешалось выходить за пределы фабрики и даже разговаривать с кем-то через забор.
Волна COVID-19 в промышленных районах Вьетнама серьезно повлияла на фабрики страны, которые как раз в это время производили товары для рождественских распродаж по всему миру.
Вьетнам - один из ключевых производителей Азии, здесь изготавливаются товары крупнейших западных брендов в области технологии, одежда и спортивные товары. В новостях о вспышке COVID-19 в стране говорилось о возможных задержках в выпуске нового iPhone 13s и перебоях в поставках сотен товаров, от автомобилей Toyota до занавесок Ikea. На Вьетнам приходится около трети всего производства одежды для США.
Многие фабрики попросили рабочих жить на рабочих местах, чтобы не нарушать установленные правительством правила эпидемиологической безопасности. Однако уровень производительности до сих пор не вернулся к допандемийному, и аналитики предсказывают, что этого не произойдет до конца первого квартала 2022 года. Накануне Рождества торговцы лихорадочно выбирали, какие товары им наиболее необходимы. Модную одежду доставляли в бутики чартерными рейсами.
Однако сильнее всего кризис почувствовали рабочие, многие из которых - внутренние мигранты.
В июле, когда началась вспышка COVID-19, в промышленных районах был введен жесткий локдаун: люди не могли выходить из домов, даже чтобы купить еды. Сотни тысяч рабочих переехали жить на фабрики в рамках соглашения "три в одном" - они работали, ели и спали в одном месте. К октябрю только в одной провинции Бин Донг так жили около трехсот тысяч человек.
Рабочим, фабрики которых закрылись, пришлось оставаться в съемных квартирах - они не могли ни зарабатывать, ни вернуться домой к своим семьям. При этом, как рассказывает исследователь института Аделаиды Нгуен Фуонг Ту, у них было очень мало денег - большинство из них стараются переводить свои сбережения семье, оставшейся дома.
Когда в начале октября ограничения были сняты, рабочие решили, что с них хватит, и стали массово покидать индустриальные районы. Улицы заполонили мотоциклы с пристегнутыми к ним пластиковыми сумками с вещами. Только за первую неделю Хошимин покинули 90 тысяч человек.
Чан Тхи Лан (имя изменено) была одной их 300 тысяч человек, покинувших провинцию Бин Донг на юге страны, центр текстильной промышленности Вьетнама. До этого она провела несколько месяцев в локдауне и сама переболела COVID-19.
Обычно она зарабатывает 4,8 млн вьетнамских донгов (185 евро) на шитье кроссовок. Еще 20 тысяч донгов (77 центов) ей платят за час переработки и 300 тысяч (11,5 евро) - на питание. Во время локдауна компания ничем ей не помогла - она получала еду от благотворительных организаций, 800 тысяч донгов (31 евро) из фонда поддержки, и владелец квартиры, в которой она жила, в два раза сократил ее арендную плату.
Как говорит Нгуен Фуонг Ту, этот кризис подчеркнул уязвимость внутренних мигрантов. Они мало зарабатывают и все время боятся потерять работу. В прошлом иностранные компании нередко просто закрывались, не выплатив рабочим зарплату. Во Вьетнаме доступ к государственным услугам привязан к адресу регистрации, и люди, которые работают в другой провинции, не имеют доступа к здравоохранению, детским садам или школам.
Многие рабочие намерены оставаться дома как минимум до Новго года по лунному календарю (1 февраля). Из-за этого фабрики испытывают нехватку рабочих рук. По разным оценкам, на работу вернулись только 60-70% сотрудников. Кроме того, продолжаются перебои в поставках материалов и в доставке готовой продукции, а также время от времени фабрики закрываются из-за локальных вспышек COVID-19.
Кризис заставил розничных торговцев задуматься о том, что они зависят от ненадежной цепи поставок. Одни из них стали тщательнее подходить к выбору поставщиков, другие - устраивать меньше распродаж, которые означают необходимость доставить больше товаров за те же деньги.
Нгуен Фуонг Ту, однако, не уверена, что кризис как-то повлияет на улучшение прав рабочих. Некоторые владельцы фабрик предложили увеличить зарплату, однако, по ее мнению, это временное улучшение - нужны конкретные меры, предложенные правительством.
Более того, она опасается, что давление на рабочих, которые остались в промышленных регионах, только усилится, так как они теперь должны компенсировать задержки в поставках. Правительство Вьетнама предложило увеличить максимально допустимое время переработки с 200 до 300 часов, чтобы помочь сектору.