РИГА, 22 дек — Sputnik, Дмитрий Олейников. Правительство приняло ряд решений, направленных на поддержку различных групп населения. Одни получат дополнительные льготы на оплату счетов за электроэнергию, другие – субсидии при покупке электромобилей. В народе принятые меры считают предвыборными шагами правительства, что, впрочем, не умаляет их полезности.
С 1 декабря этого года и до 30 апреля 2022 года потребителям компенсируют 50% от стоимости услуг по доставке и распределению электроэнергии. Это предусматривают принятые правительством поправки к закону "О загрязнении" и изменения в правилах использования и торговли электроэнергией.
Дотирование половины от стоимости распределения электроэнергии в счетах должно снизить негативные последствия, связанные с ростом электроэнергии, как для частных лиц, так и для предприятий. После заседания правительства премьер-министр Кришьянис Кариньш отметил, что компенсации не будут выплачиваться из средств налогоплательщиков – финансирование предусмотрено выделить из денег, полученных за счет продажи эмиссионных квот. В общей сложности на компенсации предусмотрено 77,9 миллиона евро.
Операторы всех систем ежемесячно будут применять установленную скидку к своим клиентам, в свою очередь, до 15 числа каждого месяца они выставят счет государству, которое покроет их расходы до конца того же месяца.
Также кабинет министров поддержал изменения в Законе о предотвращении последствий COVID-19, которые предусматривают, что в период с 1 января до 31 мая 2022 года государство обеспечит целевые дотации самоуправлениям в размере 50% от расходов на жилищные пособия.
Помимо упомянутых мер, уже действуют или вступят в силу в ближайшее время такие виды помощи, как сокращение размера компонента обязательной закупки электроэнергии, выплата пособий в течение пяти месяцев, 20 евро ежемесячно, вакцинированным пенсионерам, доплата к жилищному пособию по счетам за электричество и другие.
Пойти на снижение НДС на электроэнергию с 21 до 5% правительство так и не решилось. В свою очередь, дотации в размере 50% от расходов на распределение электроэнергии составляют ощутимую долю лишь у домохозяйств с наименьшим потреблением электроэнергии.
Комментируя принятое решение, премьер-министр подчеркнул, что поддержку должны получить именно те группы жителей, которым помощь наиболее необходима: "Что нам надо понять – ни одно правительство ни в одной стране не в состоянии погасить любые изменения цен для всех 100 процентов жителей. Наша задача – идентифицировать и протянуть руку помощи тем, кому это наиболее необходимо".
Интересно, что в этот же день Бюро по контролю за строительством констатировало ошибки в расчете помощи для одной из защищенных групп потребителей электроэнергии – многодетных семей. Помощь таким семьям в оплате счетов за электроэнергию рассчитывалась в автоматическом режиме. Выяснилось, что в декабре около 3000 семей Латвии не получили причитающуюся поддержку. Бюро сообщило, что причина возникновения ошибки установлена и теперь идет работа по исправлению ситуации. Об ошибке информированы поставщики электроэнергии домохозяйствам.
В свою очередь, министр защиты среды и регионального развития Артурс Томс Плешс отметил, что в ближайшие годы из фонда оздоровления экономики и других средств ЕС Латвии будет доступно финансирование в размере более 700 миллионов евро, в том числе на утепление домов, монтаж солнечных батарей и других энергоресурсов, дружественных окружающей среде.
Под флагом борьбы с изменением климата правительство утвердило еще одно решение, которое в большей степени может затронуть автовладельцев. Артурс Томс Плешс пояснил: "Транспортная отрасль создает почти третью часть от эмиссии газов с парниковым эффектом в Латвии. И самой большой источник эмиссии – это автотранспорт… Программа поддержки станет одним из мероприятий, которое будет способствовать достижению климатических задач, а также даст возможность жителям приобретать и использовать современные транспортные средства для повседневных нужд".
Если конкретно, то со следующего года в силу вступит программа поддержки, на которую в ближайшие два года выделяется 10 миллионов евро. Правительство будет выплачивать дотации при покупке новых электромобилей жителями Латвии. Сумма финансирования для новых электромобилей составляет 4500 евро, для пользованных – 2250 евро, столько же – для новых гибридов с внешней подзарядкой. Помимо этого, дополнительную помощь в размере 1000 евро смогут получить владельцы автомобилей, которые отправят свою нынешнюю машину на списание, взамен покупая электромобиль.
По данным министерства, сейчас на рынке доступно как минимум две модели новых электромобилей с базовой ценой до 25 000 евро и по меньшей мере 15 моделей различного класса электромобилей с базовой ценой до 40 000 евро. По прогнозам министерства, с помощью данной программы общее количество электромобилей, которое может быть приобретено в ближайшие два года, может составить 3800, в результате произойдет значительное сокращение эмиссии парниковых газов. Право продавать жителям электромобили с финансированием от государства получат официально-зарегистрированные автоторговцы.
Согласно статистике Департамента безопасности дорожного движения, в 2020 году более 49,8% от зарегистрированных первый раз в Латвии автомобилей имели возраст 11 лет и старше (28 244 автомобиля). В целом 75,8% от впервые зарегистрированных автомобилей были подержанными, 24,2% - новыми. Для сравнения: в 2007 году доля впервые зарегистрированных автомобилей в возрасте 11 лет и более составляла 26,3% (28 192 машины) от общего числа впервые зарегистрированных автомобилей.
На 1 октября 2021 года, в Латвии зарегистрировано почти 224 тысячи легковых автомобилей с бензиновыми двигателями (29,5% от общего количества), 489 тысяч легковых автомобилей с дизельным мотором (64,4% от общего количества). При этом электромобилей в Латвии зарегистрировано всего 1872, 332 машины с комбинированным электро-бензиновым двигателем и 89 – с дизель-электрическим.
Статистика свидетельствует о том, что щедрая поддержка со стороны правительства вряд ли ощутимо активизирует спрос на новые электромобили у большинства нынешних автовладельцев. Другое дело, что в сегменте пользованных электромобилей действительно может произойти активизация.