Роскошь, а не средство передвижения: сколько электромобилей появится в Латвии к 2030 году

© Sputnik / Eugene Biatov / Перейти в фотобанкЭлектромобиль
Электромобиль - Sputnik Латвия, 1920, 04.12.2021
Подписаться
Чего ожидать от электромобилей ближайшего будущего? Судя по цифрам, представленным на конференции по "зеленой экономике" в Риге, электрический транспорт останется пока развлечением для богатых, нежели массовым продуктом
РИГА, 4 дек - Sputnik, Дмитрий Олейников. В Риге состоялась конференция, организованная представительством Еврокомиссии в Латвии: "Введение зеленого курса в Латвии: как стать экономикой с низкой эмиссией". Чему она была посвящена – следует из названия: зеленый курс, отказ от использования невозобновляемых источников энергии, следование целям, озвученным Еврокомиссией – к 2030 году сократить уровень эмиссии веществ, влияющих на тепловой эффект, до 55% от величины 1990 года, к 2050 году – полный переход на климатически-нейтральную экономику, как минимум, в Евросоюзе.
II Российская экологическая неделя в Москве - Sputnik Латвия, 1920, 10.06.2021
Когда жителям Латвии начнут выдавать по 4500 евро на покупку электромобилей?
Приведем несколько цифр. Их привел на конференции эксперт по энергетике и руководитель мероприятия Юрис Озолиньш. Латвии к 2033 году предстоит сократить уровень эмиссии СО2 на 17% от нынешнего уровня. Соседней Литве и Эстонии – на 21% и на 24%, соответственно. На 18% эмиссию СО2 предстоит сократить Польше, и совсем уж на значительную величину – 50% и более – сокращать эмиссию СО2 предстоит наиболее развитым странам ЕС – Германии, Дании, Финляндии, Швеции.
Сферы народного хозяйства, которые являются наиболее активными эмитентами СО2 в Латвии, это: транспорт (30% от общего количества выбросов), промышленность и строительство (6%), энергетическая отрасль (13%). При этом, в транспортной сфере, в равных, практически, долях, основными эмитентами являются дизельные легковые и дизельные грузовые автомобили. Бензиновые автомобили, по выбросу СО2 отстают значительно, но, думается, ввиду их относительной непопулярности, по сравнению с дизельными. Расход топлива на 100 километров – по-прежнему является одним из основных (чуть ли не главным) критерием при выборе автомобиля среднестатистическим жителем Латвии.
"К 2040 году в Латвии 80% автопарка будет электромобилями", - такая цитата главы ассоциации Latvijas Auto Андриса Кулбергса, сказанная им в 2020 году, была приведена на конференции. К 2030 году, согласно данным, приведенным в одной из презентаций, количество зарегистрированных в Латвии электромобилей должно приблизиться к 100 000. Гунтарс Балчунс, член правления Latvenergo, полагает, что количество электромобилей в Латвии к 2030 году составит 36500, причем, рост их числа произойдет после формирования рынка пользованных электромобилей, как в Латвии, так и за ее пределами.
Зарядка для электромобилей в Старой Риге - Sputnik Латвия, 1920, 28.09.2020
На всех АЗС в Латвии появятся пункты зарядки электромобилей
Сравним с реальностью. По данным CSDD на октябрь 2021 года, в Латвии было зарегистрировано 859 тысяч автомобилей, 584 тысячи из них – это дизельные автомобили, 226 тысяч – автомобили с бензиновыми двигателями, 1965 автомобилей (0,2% от общего числа) – машины с электрическими двигателями. За год, число последних выросло примерно на 700 машин.
При этом, средний возраст автопарка в стране продолжает не просто оставаться крайне низким, но и постепенно снижается. В 2015 году средний возраст легковой машины, зарегистрированной в Латвии и прошедшей техосмотр составлял 13,05 лет. В 2019-м – уже 13,49 лет, на 1 января 2021 года – 13,88 лет. Средний возраст грузового автомобиля увеличился за тот же период с 10,91 лет до 11,65 лет.
Такова объективная картина того, на чем ездят (или могут себе позволить ездить) среднестатистические латвийцы. Покупателями электромобилей, на данный момент, являются или зажиточные (госбюджетные) предприятия, успешно осваивающие, таким образом, фонды ЕС, либо очень небольшой круг частных лиц.
Не хватает инфраструктуры для зарядки автомобилей. Как сообщил на конференции руководитель предприятия Eleport Latvija Карлис Мендзиньш, в настоящее время большинство владельцев электромобилей предпочитают заряжать аккумуляторы своих машин дома, благо, они принадлежат к классу достаточно обеспеченных людей, при наличии частного дома, могут себе позволить зарядку электромобиля в домашних условиях.
Международная выставка автоиндустрии Auto 2019. Компания по прокату автомобилей предлагает воспользоваться электромобилем Tesla - Sputnik Латвия, 1920, 18.02.2021
"Была у меня Tesla": у владельцев электромобилей в Латвии есть одна большая проблема
Но, отмечает он, "инфраструктура должна следовать впереди", иными словами, Латвии, для активной популяризации электрического транспорта, необходимо создать целую сеть зарядных станций самых различных циклов: медленной зарядки, средней, быстрой и ультра-быстрой. Они должны быть доступны не только около дома, но и в других общественных местах, а также, на шоссе. Причем, Карлис Мендзиньш приводит следующие требования Еврокомиссии – на 10 электромобилей должна быть 1 зарядная станция. Это значит, что на стоянке около торгового центра, например, на 400 машин, должно быть оборудовано около 40 зарядных станций различных циклов. Сейчас во всей Латвии действуют 158 зарядных станций. Можно себе представить интенсивность будущих инвестиций, чтобы количество электрозарядных станций в Латвии увеличилось примерно в 100 раз за менее чем 10 лет.
При этом, "клиент должен четко знать, что и сколько стоит". Эксперт приводит следующие цифры: заправка электромобиля VW ID3 от зарядной станции "среднего цикла" мощностью 3 – 22 кW на протяжении 20 минут, даст возможность проехать 24 километра, затратив на заправку 0,76 евро. Автомобиль Renault Zoe, заправившись за 20 минут на той же станции, проедет 45 километров за 1,61 евро.
Для сравнения – 20-минутная зарядка на "сверх-быстрой" зарядной станции мощностью 200 kW позволит электромобилю VW ID3 проехать 250 км, затратив на зарядку 16,2 евро. Renault Zoe после такой же зарядки преодолеет 93 км, за 5,40 евро, а Hyundai Ioniq 5 – 370 км за 24 евро. Такие цифры приведены экспертом на конференции в Риге.
Сравнивая цифры расхода энергии с расходом топлива на двигателе внутреннего сгорания, можно сделать вывод, что даже сейчас многие не сильно новые машины с дизельными моторами прекрасно конкурируют с электромобилями. Стоит добавить доступность сервиса, цену запчастей и картина получается еще более удручающей. При этом, данные о пробеге электромобилей, скорее всего, взяты из таблиц технических характеристик, а не высчитаны по реальным условиям, когда пробки, морозы и необходимость согреться пассажирам, и прочее – изрядно сокращают количество километров, которые можно проехать на одной "зарядке".
Панель приборов в автомобиле - Sputnik Латвия, 1920, 14.09.2019
Разогнаться до 240: в Риге презентовали уникальный электромобиль
Плюс к этому – "расход" топлива сравнивается с нынешней ценой бензина и дизеля, которая, как минимум, на 50% формируется из налогов. Сократи государство акциз и НДС, и электромобиль потеряет всякую конкурентоспособность по стоимости одного километра пробега. Разумеется, это вряд ли произойдет, потому внедрение электромобилей на рынок будет происходить не за счет достоинств его, а за счет принудительного вытеснения с рынка его конкурентов с ДВС.
И о топливе для электромобилей будущего. В 2019 году потребление электричества рынком стран Балтии составляло 28,5 ТWh, при этом, произведено было 18 ТWh. К 2025 году, сообщил представитель Latvenergo, планируется "отключиться" от сети России, а значит, потребуется нарастить количество произведенной электроэнергии в Латвии, либо импортировать ее из других стран ЕС. К тому же, около половины из 18 TWh электроэнергии, произведенной в странах Балтии, произведены с использованием "не зеленых" технологий – угля и газа. Следовательно, добиваясь выполнения задач, поставленных Еврокомиссией, решать придется и проблему замещения этой части производства.
При этом, в соседней с Латвией Польше потребление электроэнергии в год составляло в 2019 году 165 TWh, а производство – 163 TWh. Казалось бы, почти хватает. Но. Около 70% произведенной поляками электроэнергии получена с использованием угля. Что не входит ни в какие рамки "зеленого курса" Евросоюза. Следовательно, и этой стране предстоит в ближайшем будущем вкладывать огромные инвестиции в новые виды производства электроэнергии или тратиться на ее импорт (или в очередной раз идти на конфликт с Еврокомиссией?). Конечно, недалеко от Польши и стран Балтии есть электроэнергия, например, с АЭС в Белоруссии, но политические мантры не позволяют платить меньше. При таких тенденциях, очевидно, что сокращения цен на электроэнергию, как вообще, так и в виде топлива для модных э-автомобилей, можно не ждать.
Международная выставка автоиндустрии Auto 2019. Демонстрация подзарядки электромобиля Nissan Leaf - Sputnik Латвия, 1920, 04.06.2019
Семьсот тысяч евро на ветер: Латвии придется стимулировать покупку электромобилей
Лента новостей
0