РИГА, 20 дек — Sputnik. Скандальная публикация германского Bild oб охватившей Латвию коррупции, позволившей финансисту Григорию Гусельникову под крылом министра юстиции Яниса Борданса и главы юридической комиссии Юриса Юрашса "обчистить" PNB banka, обрастает новыми подробностями. Вспомнился и сентябрьский сюжет программы Латвийского телевидения De Facto, в котором прозвучали русские имена. В частности, упомянут исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией (ФБК, запрещенная в России экстремистская организация-иноагент) Владимир Ашурков – распорядитель дел оппозиционера Алексея Навального.
Ашурков выступил покупателем роскошного особняка в предместье Лондона, записанного на фирму дочери Гусельникова. Сумма сделки составила 10 миллионов евро, однако деньги так и не были уплачены.
Дом в Лондоне
Гусельников и Навальный – давние знакомые. Именно в "Вятка-банке" подающего надежды финансиста Гусельникова открыли свои первые счета ФБК, теперь признанного в РФ экстремистской организацией-иноагентом, и юридическая компания "Навальный и партнеры". Григорий и Алексей стали учредителями "Фонда поддержки инициатив губернатора Кировской области" Никиты Белых. Администрация Кировской области кредитовалась в банке Гусельникова под 25% годовых, сын губернатора учился в Лондоне и жил в доме Гусельникова.
Кто, как не соратник Ашуркова, мог помочь Гусельникову вывести из-под удара кредиторов английскую недвижимость? Как говорит администратор неплатежеспособности Виго Крастиньш, лондонское имущество было переписано на Ашуркова с отсрочкой оплаты и без всякого дополнительного обеспечения, которое бы таковую гарантировало (например, ипотека). Таким образом, особняк, опосредованно принадлежавший банку через его дочернюю фирму Calleri Limited и числившийся во всех годовых отчетах, юридически "уплыл" в чужие руки. Интересно, что британские регистры не придрались к безденежной сделке. Может быть, в Соединенном Королевстве действительно не требуется доказывать, что покупка оплачена, но достаточно честного слова джентльмена?
Однако Ашурков оказался не джентльменом. Очевидно, он не наскреб по антикоррупционным карманам требуемые 10 миллионов, поэтому вместо него обязательства Гусельникова перед банком вызвался урегулировать партнер выбранного Григорием Александровичем "стратегического инвестора" – Саид Мехраик. Но в прошлом году он умер и тоже ничего в Ригу не перевел.
По поводу стратегического инвестора также выяснились интересные подробности.
Неудобный Гусельников
Купив Norvik banka в декабре 2013 года, Гусельников довольно быстро сориентировался в латвийских реалиях: взял на работу сына премьер-министра Лаймдоты Страуюмы Гирта и даже покушался на покупку банка Citadele, но американцы его обошли.
Тучи над латвийской банковской системой начали сгущаться еще в 2017 году, когда по наущению американских надзорных институций латвийская Комиссия по рынку финансов и капитала (КРФК) начала штрафовать местные банки за недостаточный контроль за отмыванием денег. Злые языки утверждают, что таким образом американские банкиры зачищали поляну для себя – в их руки за бесценок ушел Citadele, потом DNB и Nordea, превратившиеся в Luminor.
Norvik banka (переименованный в 2018-м в PNB) 19 июля 2017 года был оштрафован на 1 324 667 eвро за недостатки в "изучении клиентов и надзоре за сделками, в результате чего банк использовался для того, чтобы обходились санкции против КНДР", а также за необеспечение работы системы внутреннего контроля". Тем же решением КРФК был оштрафован латвийский Rietumu banka.
В феврале 2018 года Гусельников в интервью Associated Press заявил, что глава Банка Латвии Илмарс Римшевичс через доверенное лицо с 2015 года настойчиво требовал взятки у Norvik banka и хотел вынудить его отмывать деньги (разумеется, российские).
В тот же период Norvik banka подал в Международный арбитражный суд иск против Латвии, в котором утверждалось, что бывший администратор неплатежеспособности Марис Спрудс и высокопоставленный работник финансового сектора (имелся в виду Римшевичс) вымогали взятки, чтобы Комиссия рынка финансов и капитала не оказывала давления на банк.
Против Римшевичса было возбуждено уголовное дело, а Гусельников считал, что обеспечил себе надежную защиту, пригласив в совет тяжеловесов европейской политики – бывшего главу Федеральной разведки Германии Августа Ханнинга и бывшего генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена. Им была назначена достойная зарплата: затраты банка на четырех членов совета всего в четыре раза уступали затратам на 276 операционистов-"белых воротничков": 1,2 миллиона против 4,9 миллиона, а в среднем на каждого 300 652 евро в год и 18 020 евро.
Но на всякий случай российский "Вятка-банк" из-под юрисдикции Латвии также был выведен: он перестал быть "дочкой" Norvik banka и стал самостоятельным и не аффилированным юридическим лицом в РФ.
Тем временем вклады нерезидентов начали убегать из Латвии. Это не замедлило сказаться на финансовом положении: по итогам 2018 года прибыль PNB Banka оказалась меньше уплаченного годом ранее штрафа (1,1 миллиона евро), а общий объем активов за год уменьшился на 28%, до 569,5 миллиона евро. На 16% уменьшился и кредитный портфель (составив 179,2 миллиона евро).
Однако аппетиты Комиссии рынка финансов и капитала не уменьшались: она увеличила размер платежей с кредитных учреждений на свое содержание до 0,0106 % от их среднеквартального объема активов. Гусельников возмутился и подал от имени банка иск в Конституционный суд, оспаривая увеличение сборов и указывая на то, что привязка этих сборов к объему активов отрасли обусловлена исключительно оттоком капитала из Латвии в связи с затеянной банковской чисткой. Истец указывал, что сборы на содержание Комиссии увеличиваются только с банков, что противоречит ст. 91 Конституции, утверждающей принцип равноправия... Конституционный суд в иске отказал уже после аннулирования лицензии банка, 20 февраля 2020 года.
Демарши Гусельникова не прошли незамеченными: на диво ничего не подозревавших Ханнинга и Расмуссена, надзор за вверенным им PNB Banka был передан из Банка Латвии в Европейский центральный банк. Чувствуя неладное, Гусельников решил покинуть банк и представил совету, правлению, а также Комиссии рынка финансов и капитала несколько новых акционеров во главе с американским бизнесменом Роджером Тамразом.
А чтобы вывод денег Гусельникова из Латвии не был заблокирован, была привлечена "для консультаций" юридическая контора Immunitas, принадлежащая присяжному адвокату, а в прошлом следователю KNAB и спутнице жизни начальника его оперативного отдела Юриса Юрашса – Алле Юраше.
Подставы и подставные лица
Ханнинг объясняет, что было обещано: Гусельников свои деньги из банка заберет, а Тамраз их вложит. И в подтверждение этих намерений банк выдал Тамразу кредит на полмиллиона евро.
Эти полмиллиона администратор неплатежеспособности Крастиньш добавил к сумме, которую он желает взыскать как убытки, нанесенные банку деятельностью совета и правления. Он утверждает, что должностные лица были в курсе производимых манипуляций.
Пытливый ум опытного разведчика Ханнинга должен был почуять неладное и в странном кредите, выданном Тамразу. В подтверждение намерений задаток платит обычно покупатель. Здесь налицо обратная ситуация. Что сильно похоже на сделку с подставным лицом, которому заплатили за то, чтобы оно продекларировало намерения, которые не собиралось исполнять.
Итак, операцию прикрытия обеспечили американский миллиардер вместе с латвийскими юристами (Ханнинг обвиняет министра юстиции и председателя юридической комиссии Сейма – Борданса и Юрашса).
Летом 2019 года ЕЦБ обнаружил, что в PNB Banka недостаточно денег, поэтому его вскоре пришлось закрыть. Незадолго до этого банк освободил Гусельникова от некоторых существенных обязательств:
От личного долга более чем в 12 миллионов евро, а его брата – от поручительства в 1,3 миллиона евро. Банк перевел 7,2 миллиона евро адвокатам Гусельникова в США. Ну и уже упомянутая лондонская недвижимость также добавилась в список убытков, за которые администратор хочет взыскать деньги с совета и правления.
Обманувшие пенсионеров
Интересно, что опальные банкиры Владимир Антонов и Григорий Гусельников умудрились нажиться за счет самых незащищенных жителей Латвии – пенсионеров. Потеряв счета в обанкротившемся "Крайбанке" (Сбербанк по-латышски) Антонова, многие из них перешли в Norvik banka Гусельникова. Ведь он имел самую широкую сеть филиалов по стране – 63, и 150 тысяч клиентов – физических лиц (при общем количестве пенсионеров около 400 тысяч).
В банк после объявления о его неплатежеспособности выстроились очереди пожилых людей. Да, деньги им вернули из государственного Фонда гарантий, они открыли счета в другом банке, но как это было непросто в условиях пандемии. Здоровья это никому из них не добавило...
Администратор при помощи привлеченных аудиторов из Ernst & Young Baltic пришел к выводу, что реальная стоимость активов существенно ниже указанной в отчетах банка и составляет всего 282 миллиона евро, а кредиторские требования признал на 395,4 миллиона евро. Кредиторы первой очереди попросили 208,5 миллиона евро, второй – 74,8 миллиона, третьей – 1,3 миллиона, кредиторов 4–6 очереди не выявлено, а попавшие в очередь с седьмой по десятую позицию попросили 110,89 миллиона евро.
Первым делом он вернул из взысканных банковских средств 105 миллионов евро Фонду гарантий вкладов как приоритетному кредитору.
В 2020 году администратор продал активы 2-го пенсионного уровня, которым управлял PNB Asset Management, структуре банка Citadele, "по наиболее высокой цене". Как при этом "усохли" накопления работающих жителей Латвии, не сообщается, но сделка получила одобрение Государственного агентства социального страхования.
За год с 12 сентября 2020 года до 11 сентября 2021-го сумма требований 1-й очереди уменьшилась на 35 миллионов евро "в связи с конфискацией денежных средств в пользу государства", а также произведенных выплат кредиторам. Латвийский администратор не преминул проверить законность вложенных в банк денег и оформил, как мы видим, некоторые изъятия недостаточно чистых средств. Богатые тоже плачут.
Грустно, что под прикрытием государственных мужей, устроивших гешефт через фирму Аллы Юраши, обчистили и в очередной раз унизили стариков... Борьба Гусельникова с коррупцией на этом фоне выглядит какой-то дешевой клоунадой. И хотя пока российский и британский паспорта его защищают, хочется верить, что ему придется ответить за совершенные дела по закону. Латвийскому, европейскому или какому-то другому. А вместе с ним есть надежда привлечь и соучастников, какие бы посты они ни занимали.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.