РИГА, 4 дек — Sputnik. В более чем 250 тысячах жилищ в Латвии постоянно никто не проживает. Самое значительное число пустующих квартир наблюдается в Риге, пишет Neatkarīgā.
Пустота - хуже воровства
Несмотря на это, по данным Центрального статистического управления (ЦСУ), стоимость аренды жилья в городах с 2002 года выросла в несколько раз. В 2002 году ежемесячная арендная плата на члена семьи составляла примерно 50 евро, а в 2019 году - 118 евро в месяц.
В сельской местности арендная плата за жилье ниже, чем в городе, но рост идет быстрее: в 2002 году арендная плата в сельской местности составляла около 8 евро в месяц на члена семьи, а в 2019 году - 26 евро. То есть создалась парадоксальная ситуация - свободных квадратных метров на рынке много, но они имеют тенденцию к подорожанию.
Из всех традиционных жилищ 811 тысяч или 76,2% постоянно заселены, 252,9 тысяч жилищ или 23,8% не имеют постоянного жильца. По данным ЦСУ, с 2011 года доля незанятого жилья увеличилась на три процентных пункта. Еще один парадокс нашего рынка. Судя по всему, новые дома строятся в стране без учета спроса и пустуют в том числе из-за высоких цен. Наибольшая часть незанятых жилищ приходится на дома, построенные до 1961 г. - 35,3%. Однако доля незанятого жилья в зданиях, построенных после 2010 г., также - более трети - 34,2%.
Треть (35,6%) всего жилого фонда находится в Риге, 17,9% - в окрестностях Риги, 14% - в Латгалии, 12,3% - в Курземе, 11,2% - в Земгале и 8,9% - в Видземе. Самая низкая доля незанятого жилья в Риге - 15%, за ней следуют Земгале - 24,5%, окрестности Риги - 26,1%, Видземе и Курземе - по 28,7% незанятого жилья, и Латгалия - 30,2%.
"Хорошие новости для потенциальных покупателей - цены в Латвии низкие на фоне Балтии и других стран региона. Цены на жилье неуклонно росли, к счастью, не настолько, чтобы ухудшить способность его купить. Цены на аренду стали более выгодными с точки зрения потребителя", - говорит экономист банка Luminor Петерис Страутиньш
Однако такие события, как рост цен на серийные квартиры в Елгаве на 24% в этом году, что намного превышает рост заработной платы, скорее всего, станут исключением. В долгосрочной перспективе рост рыночных цен будет соразмерим с ростом заработной платы, поскольку в нашей стране нет недостатка в площадях для нового жилья. Латвия отличается очень низкими ценами на жилье (даже по отношению к зарплате) за пределами столичного региона. В некоторых местах это хорошая возможность для покупки, но не везде, нужно быть осмотрительным.
Цены снизить можно, но власть это не интересует
Стремительный рост цен на энергоносители в Латвии повышает издержки производства и снижает покупательную способность населения. А в соседней Эстонии цены на электроэнергию намного меньше - поэтому ее предприятия и выигрывают конкуренцию. И что же, ничего нельзя сделать? Этим вопросом задался главный редактор Dienas Bizness Романc Мельникc.
Каждый раз при обсуждении цен на электроэнергию звучат отговорки: на них негативно влияет пандемия, мы не можем регулировать свободный рынок, у нас сложная геополитическая ситуация и т. д. Легче сыпать отговорками, чем искать и принимать эффективные решения. Ну, хорошо, самым бедным можно пообещать небольшие льготы, а бизнес пусть выживает как может.
Но вот буквально на прошлой неделе Польша показала, как можно просто и эффективно решить проблему: польский премьер Матеуш Моравецкий объявил о снижении налогов на топливо и энергию, а также о субсидиях для находящихся в затруднительном положении домохозяйств. Так может и Латвии стоит задуматься о временном снижении налогов, сосредоточив внимание на предприятиях, которые из-за высокой стоимости энергии вынуждены повышать цены на товары и услуги, в результате чего страдают и конечные потребители?
При этом, напоминает автор, цена на топливо складывается примерно в таких пропорциях: 40% - цена топлива, 1% - требование государственного резерва, 35% - акцизный налог, 17% - НДС, 7% - затраты на розничную торговлю и содержание АЗС. В свою очередь, цена на электроэнергию состоит из трех компонентов - цены самой электроэнергии, услуг системы передачи и распределения, а также НДС и OIK.
В обоих случаях часть, собранная государством, является очень значительной и, безусловно, может быть использована для регулирования цены. Если для этого будет политическая воля.
"Самотестирование самотестирования" - за чей счет?
Вопреки тому, что правительство отказалось от плана сделать самотестирование COVID-19 обязательным и остановилось на добровольном использовании экспресс-тестов, не стоит считать, что задний ход дан из-за критики со стороны экспертов и общественности. В этом убеждена обозреватель Diena Агнесе Маргевича.
По ее мнению, это решение делает подозрительный проект еще более скандальным: за государством по-прежнему остается обязательство потратить 15 миллионов евро налогоплательщиков при том, что исчезает единственное снование, почему это надо сделать. Ведь теперь жители, работодатели не обязаны вообще использовать эти тесты.
Маргевича пишет, что еще несколько недель назад правительство не спало ночами и решало за закрытыми дверями, каким образом избежать какого-нибудь решения, которое может быть истолковано как ставящее под сомнение приоритет вакцинации. Ограничения для вакцинированных людей? Нет, потому что невакцинированные люди потеряют мотивацию к вакцинации.
С третьей прививкой, вопреки мировой практике, торопиться не стоит, чтобы, не дай бог, не подать сигнал вакциноскептикам, что вакцинация не имеет ни конца, ни края, и не отпугнуть их от первой прививки. А теперь, внезапно, не беспокоясь об очевидном риске того, что некоторые из непривитых, которым грозит отстранение от работы до тех пор, пока они не будут вакцинированы, выберут неточное и ненадежное самотестирование, правительство решило потратить 15 миллионов евро на проект через сомнительные компании.
"Не моргнув глазом, в стиле оруэлловского абсурда провозглашается: "Невежество - сила", - констатирует автор.
Директор Государственной канцелярии Янис Цитсковскис, которого, справедливости ради, вытолкали защищать этот на самом деле продвигаемый бюро министра здравоохранения проект, поскольку министру здравоохранения Даниэлю Павлютсу и его команде было выгоднее отойти в сторонку, не терпящим возражений тоном объясняет, что 15-миллионный проект будет краткосрочным, до 11 января, и его полезность будет оценена позже.
Государство потратит 15 миллионов евро, а потом еще какую-то круглую сумму, чтобы оценить, было ли целесообразно их тратить. То есть состоится "самотестирование самотестирования" за наш счет.
"Неужели Цитсковскис и Павлютс оглохли, когда несколькими минутами ранее на той же пресс-конференции главный эпидемиолог страны Юрий Перевощиков ясно и недвусмысленно поставил под сомнение полезность проекта, дав возможность не растрачивать 15 миллионов денег налогоплательщиков?" - задается вопросом Маргевича.
Публичное заступничество премьер-министра Кришьяниса Кариньша за 15-миллионный проект самотестирования, вопреки негативным отзывам эпидемиологов и инфектологов, переносит ответственность за эту пахнущую аферой затею с объединения "Развитию/За!", ответственного за министерство здравоохранения, на все правительство, отмечает Маргевича.
"Возникает вопрос, какие взаимовыгодные закулисные соглашения были достигнуты между коалиционными партиями правительства, что они пошли на этот 15-миллионный проект, не опасаясь серьезной критики со стороны общественности и СМИ?" - говорится в статье обозревателя Diena.