РИГА, 25 ноя - Sputnik, Андрей Солопенко. Так что же интересует избранных от Латвии европарламентариев, какие темы для них являются актуальными, ну и конечно, что ответили сами жители страны?
Приобретение Латвии от членства в ЕС
Латвийский евродепутат Иварс Иябс, впервые избранный по списку "Для развития/ За!", желал знать, а что же по мнению населения является наиболее важной вещью, которую получила Латвия от членства в Евросоюзе.
Как оказалось 41% респондентов считают, что главным приобретением Латвии является возможность ее жителей работать в других странах ЕС. 25% опрошенных увидели потенциал для экономического развития страны, а 15% посчитали, что Евросоюз в первую очередь дал Латвии внешнюю безопасность и защиту.
При этом заметно, что ответы отличаются в разрезе разных социально-демографических групп. Абсолютное большинство русскоязычных – 52% – считает, что главное приобретение Латвии – это возможность населения работать в других странах ЕС. В свою очередь, среди латышскоговорящих респондентов подобного мнения придерживается лишь 34%. Еще 21% представителей этой группы предполагают, что, будучи членом Евросоюза, Латвия получила внешнюю безопасность и защиту, а так думающих русскоязычных набралось только 7%.
Кроме того, наблюдается зависимость и по уровню доходов. Люди с низкими доходами более склонны считать, что возможность латвийцам работать в других странах ЕС – это самый главный плюс для Латвии от нахождения в этой организации.
Среди респондентов с низкими доходами так думают 50%, а в группе лиц с высокими доходами – 32%. У наиболее зажиточного населения на первое место выходит другой параметр – экономическое развитие (33%), и чем выше у респондента доход, тем более он склонен так считать.
Также несколько больше экономическое развитие Латвии видят и те, кто преимущественно говорит в семье на латышском языке (28%), чем разговаривающие дома на русском языке (21%).
Все это ясно показывает, что русскоязычные и лица с низкими доходами сильнее рассматривают отъезд из Латвии для работы в других странах Евросоюза. Впрочем, латышскоговорящие респонденты в меньшей степени настроены на работу за границей, а люди с высокими доходами считают, что и в Латвии можно неплохо устроиться.
Борьба с дезинформацией
В то же время для двух других евродепутатов - Даце Мелбарде, избранной от Национального объединения, и Сандры Калинение, представляющей "Новое Единство", - наиболее важной была борьба Евросоюза с дезинформацией.
Мелбарде интересовало, слышали ли что-то жители Латвии о вовлечении Европарламента в борьбу с дезинформацией, источником которой являются третьи страны, не члены Евросоюза. Большинство опрошенных – 67% ответили, что ничего об этом не слышали, и данные ответы доминировали во всех группах.
Думается, что такие результаты вряд ли устроят Мелбарде, и не исключено, что в ближайшее время с ее стороны следует ожидать новой активности в этом направлении. И ни для кого не секрет против какой страны она будет направлена.
Тогда как Сандру Калниете волновало, а стоит ли Евросоюзу делать более сильные шаги, чтобы ограничить влияние зарубежных стран на демократические процессы, в том числе и на дезинформацию в Латвии. И здесь 51% респондентов полностью или частично согласились с данным утверждением.
При этом среди тех, кто говорит в семье на латышском языке, подобные взгляды в той или иной степени выразили 59% респондентов. Однако среди русскоязычных жителей эту точку зрения разделяют только 37% опрошенных.
Кроме того, отличия заметны и при повышении уровня доходов. За ограничение влияния были 40% лиц с низкими доходами на одного члена семьи, тогда как среди людей с высокими доходами это мнение разделяли уже 62%, ясно указывая, на какую группу избирателей будет больше ориентироваться Калниете.
Готовность платить за "зеленую" энергию
В свою очередь, Андрис Америкс желал знать, готовы ли жители Латвии платить больше за билеты на транспортные средства (самолеты, поезда, а также городской общественный или же водный транспорт), если они будут использовать дружелюбную для окружающей среды энергию – "зеленую" и возобновляемую.
Как и следовало ожидать, большинство латвийцев – 70% – категорически или скорее не согласны переплачивать за это. Тем не менее более молодые респонденты в гораздо большей степени рассматривали такую возможность.
Так, среди лиц в возрасте 18-24 лет и 25-34 года в той или иной степени готовы были доплачивать за билеты, соответственно, 28% и 29% респондентов, а в группе тех, кому 64-75 лет, таких набралось 12%.
Прослеживается явная зависимость – готовность доплачивать за билеты связана с возрастом. Чем респондент моложе, тем он больше готов пойти на это, а по мере роста количества прожитых лет данное желание сокращается.
Также заметно, что респонденты, разговаривающие в семье на латышском языке, чаще готовы доплачивать за билеты, если транспортные средства будут использовать дружелюбную для окружающей среды энергию, чем русскоязычные жители страны.
Среди латышскоговорящих согласны пойти на этот шаг – 26%, а среди русскоязычных всего лишь 13%. Еще чаше думают о доплате и лица с высшим образованием – 31% представителей этой группы рассматривают такую возможность.
Кроме того, различия заметны и по уровню доходов. Респондентов с низкими доходами, желающих платить за билеты, больше – 9%. И по мере роста доходов это желание возрастает, составляя 33% в группе лиц с высокими доходами.
Правда, как видно, большинство людей как с низкими, так и с высокими доходами не стремятся переплачивать за билеты, хотя в группе молодых, зажиточных, образованных, а также латышскоговорящих респондентов все же присутствует заметная часть согласных платить больше, лишь бы транспорт стал более экологичным, а значит, меньше загрязнял окружающую среду.
Влияние "коронакризиса"
Татьяна Жданок, представляющая Русский союз Латвии, поинтересовалась, насколько коронавирус внес перемены в планы на будущее жителей страны в связи с личной жизнью и работой.
Согласно опросу, у 59% населения никаких особых перемен в жизни не произошло, хотя, как оказалось, многое в ответах было связано с возрастом. Больше всего перемены коснулись молодых. 47% опрошенных в возрасте 18-24 года отметили, что да, в их личной жизни произошли существенные изменения.
При этом 44% респондентов в этой возрастной группе придерживались противоположного мнения, считая, что в целом коронавирус на них не повлиял и с увеличением возраста доля опрошенных, у которых не было никаких изменений, увеличивалась.
Так, среди возрастной группы 64-75 лет изменений не было уже у 61%. Так что коронавирусный кризис больше затронул жизнь именно молодых латвийцев, которым, судя по всему, пришлось значительно перестроить свой распорядок дня, в отличие от более пожилых.
Планы же на работу коронавирус поломал только 30% респондентов, при этом в группе 35-44 летних этот показатель был 41%. Кроме того, выше среднего он оказался в том числе и у 25-34 летних (38%) и 45-54 летних (35%).
Это показывает, что планы на работу изменились у значительного количества людей именно трудоспособного возраста, которым явно требуется поддержка со стороны государства, но, к сожалению, как свидетельствуют многие другие опросы общественного мнения, получили ее далеко не все.