РИГА, 18 ноя — Sputnik. Политологи Лейденского университета Жозетт Денем и Том Тёнс рассказали о тревоге, которую у них вызвало решение латвийского Сейма, в колонке на сайте Euronews.
Начиная с понедельника депутаты латвийского Сейма и краевых дум, не представившие доказательства вакцинации от COVID-19 или того, что они переболели, не смогут участвовать в заседаниях, включая удаленные, и голосовать.
В прошлом месяце австралийский штат Виктория также ввел "вакцинный мандат" для депутатов, но Латвия - первое демократическое государство, установившая такое правило для всей страны.
Эксперты-правоведы сомневаются в том, насколько эти меры соответствуют конституции. Однако более важный вопрос связан с моралью: как далеко могут зайти политики в стремлении к всеобщей вакцинации?
Мы привыкли к серьезным ограничениям наших свобод. С началом пандемии закончилась свобода передвижения, которая остается ограниченной до сих пор. Школы и университеты закрылись. Мы привыкли к обязательным маскам, обязательным тестам и необходимости предъявлять доказательство вакцинации для доступа к товарам и услугам, ранее доступным для всех.
Хотя в течение первой волны пандемии ограничения в основном касались представителей групп риска, сейчас это уже не так. Сейчас они все чаще направлены против непривитых, даже если не могут доказать, что не больны, предъявив свежий результат теста.
Австрия вернулась к частичному локдауну: непривитые не могут выходить из дома, за исключением ограниченного списка важных причин. В австралийском штате Новый Южный Уэльс непривитые взрослые не могут ходить в гости, опять-таки с некоторыми исключениями. В начала декабря в Сингапуре непривитые люди должны будут самостоятельно оплачивать лечение COVID-19 в случае болезни.
Все эти меры считаются очень спорными, и не зря: они подрывают принцип равного гражданства, столп либеральной демократии.
Пандемия представляет собой беспрецедентную для современного человечества угрозу здравоохранению. Миллионы людей умерли. Возможно, некоторые из этих жестких мер оправданны. Но даже если мы не согласны с некоторыми ограничениями, мы должны признать, что они приняты демократическими институтами, имеющими на это право.
В этом и состоит суть демократического управления: мы можем не соглашаться с некоторыми ограничениями, но признавать право демократически избранных представителей вводить их.
Однако для этого необходимо, чтобы эти демократические процедуры были легитимны. Для этого нужны ключевые гражданские и политические права, такие как свобода слова, собраний и протеста, право избирать и быть избранным. И эти права должны быть защищены для всех членов общества. Если вы выступаете за гражданские права только для людей, с которыми согласны, вы не демократ.
Решение не допускать до голосования непривитых депутатов в Латвии подрывает этот демократический минимум.
В 2018 году в Латвии прошли парламентские выборы. У депутатов есть ясный демократический мандат. То, что его ставят в зависимость от того, привиты ли они, подрывает нечто являющееся основой демократии - плюрализм. Таким образом Латвия оказалась на вершине списка стран ЕС, в которых стало меньше демократии.
Вопрос не в том, нужны ли строгие меры для борьбы с пандемией. Вопрос не в идеологии. В демократическом государстве гражданские права и свободы должны быть фундаментальными для всего политического спектра.
Демократам по всей Европе пора проснуться.