Центр госязыка озаботился "COVID-19". Как правильно использовать его в латышском языке?

Лингвисты Центра государственного языка думают над допустимыми нормами употребления названия COVID-19 в латышском языке
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 13 ноя - Sputnik. В Центре госязыка (ЦГЯ) думают над тем, как правильно употреблять уже привычное всем название нового коронавируса "COVID-19" в латышском языке, пишет Press.lv.
Лингвисты считают, что название коронавируса надо латинизировать, ведь оно употребляется во всех сферах жизни и не скоро выйдет из обихода и сознания людей.
Специалисты отмечают также, что форма "kovids" уже используется в разговорной речи и в СМИ.
Латышам больше подходит "строгая изоляция": Центр госязыка Латвии отменил "локдаун"
Уже есть номы для использования этого слова в латышском литературном языке.
В ЦГЯ поясняют, что допустимо использовать существительное 1-го склонения "kovids" вместо "COVID-19".
Исключением является тот случай, когда рекомендуется использовать официальное, признанное на международном уровне название болезни COVID-19, включая медицинские и научные тексты.

QR-код и локдаун

Ранее ЦГЯ разобрался с QR-кодом и локдауном. Решался вопрос перевода. В итоге терминологическая комиссия при Латвийской академии наук постановила, что на латышском QR-код надо писать и говорить как kvadrātkods. А рекомендуемой формой перевода "локдауна" на латышский, по мнению специалистов ЦГЯ, является "stingra izolācija mājoklī".
Напомним, что в Латвии один государственный язык - латышский. В ЦГЯ часто поступают жалобы на несоблюдение закона о госязыке, и связаны они с использованием русского языка, который является родным почти для 40% жителей страны. Но случаются нападки и на английский язык.
"Центр госязыка - пустое место": юриста разозлили объявления на английском
Центр госязыка регулярно принимает жалобы от защитников латышского языка. В поле зрения ЦГЯ попадают политики, злоупотребляющие русским или плохо знающие латышский, бизнесмены, размещающие нелатышские вывески, предприятия и организации, рассылающие буклеты на иностранных языках, а также их сотрудники, которые общаются с клиентами не на латышском, гастрольные концерты и даже школьные выпускные и детские площадки.