Защитить друзей России в Прибалтике может только паспорт с двуглавым орлом

Друзья России в Прибалтике находятся под ударом. На смену уголовным делам и арестам пришли приговоры с лишением свободы. Как помочь этим людям? В первую очередь - предложить паспорта граждан РФ в особом порядке, тем самым привлекая на их защиту российское правосудие
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Над русскими Прибалтики сгустились тучи. По ним зазвонил колокол. Зазвонил по тем, кто в условиях рухнувшей вместе с Союзом системой координат оставался преданным "русскому делу". По самым шумным, дерзким, заметным, отмечает Андрей Стариков на Baltnews. Кто не отрекался от России. Сохранил с ней связи. Сохранил веру в Россию. Не только чувствовал сопричастность к судьбе исторической родины, но жил в симфонии с ней, с ее интересами.
"Пятая колонна" – шельмовали новые политические начальники новых постсоветских стран этих людей. Да только шагать колонной им не пристало. Любовь к России в прибалтийских реалиях – нонконформизм, акт сопротивления. Оставаться российским другом в антироссийских по своей природе государствах Прибалтики было накладно, некомфортно.
Было некомфортно – а стало опасно.
Литва. Дружественный России политик Альгирдас Палецкис. За свою журналистскую деятельность, за критическое отношение к антисоветскому официозному мифу о событиях 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни получает обвинение в шпионаже.
Захарова про приговор Юрию Алексееву: тенденция очевидна
Эстония. Юрист и автор информационного агентства Baltnews Сергей Середенко. За многолетнюю работу по защите прав национальных меньшинств, за публикации и академические статьи получает обвинение в антигосударственной деятельности. Находится в тюрьме, ждет суда.
Латвия. Четырнадцать журналистов изданий Baltnews и Sputnik за сотрудничество с российскими СМИ самым абсурдным образом обвиняются в нарушении режима международных санкций.
По одному из нескольких политических дел условно осужден борец за права русских жителей республики, профессор Александр Гапоненко – другие его дела еще в разработке. На реальный тюремный срок по сфабрикованному уголовному делу судом первой инстанции осужден журналист Юрий Алексеев.
И это лишь отдельные примеры. Друзей России в Прибалтике, живущих под статьей, значительно больше. Еще больше – уехало. Еще больше – замолчало.
Есть служители "русского дела", согласные идти за него на Голгофу. Особые люди. Идейные. Таких меньшинство. Есть у России и более сдержанные симпатизанты, но готовые даже в неблагоприятных условиях взаимодействовать с ней по культурным, гуманитарным, экономическим и политическим направлениям.
Мрачные времена настали для всех: в той же Прибалтике под ударом сегодня как первые, так и вторые. Латвия, Литва, Эстония развязали своим спецслужбам руки, создали псведоправовые прецеденты, дали команду "фас".
Критический момент – здесь и сейчас. Друзьям России в этих странах срочно нужна защита.
Встает вопрос: как обеспечить такую защиту?
Дело против русских журналистов в Латвии
"России нужно это жестко пресекать": Бабаян и Норкин о давлении на СМИ в Латвии
Зеркалить прибалтийские практики на территории России – бессмысленно. Не на кого. Тех же прибалтийских журналистов мейнстримных СМИ, служащих натовской пропаганде, здесь просто нет.
Ширить черные списки недоброжелателями, которые преследуют друзей России в своих юрисдикциях? Чисто символический жест. Подобные неприятные люди особо не рвутся в турне по Золотому кольцу.
Давить экономически? Российский бизнес и так покидает Прибалтику, а местные политические начальники давно доказали: борьба с Россией для них – сверхидея, на которую размениваются все материальные бонусы от сотрудничества с большим соседом. Политическая одержимость здесь давно победила экономическую логику. Комсомольцы-нацмены в Прибалтике читали Маркса задом наперед.
Обозначенные меры не работают. Не работают, потому что направлены на коррекцию среды, где волею судеб оказались российские соотечественники. Прибалтийская модель государственности, в основе которой лежит идея об "Антироссии", положительной коррекции не подлежит.
Рациональная стратегия для Москвы – забыть о странах Прибалтики как о государствах, внимательно присматриваясь лишь к активности НАТО на этих территориях (и реагируя соответствующе).
Забыть, но ждать – по заветам Сунь-цзы с его "Искусством войны". Движимые природой вещей государства Прибалтики изменятся сами. Может, под воздействием внешних шоков, но скорее в силу внутренних центробежных тенденций. Клубок неразрешимых системных противоречий – экономических и демографических проблем – сам трансформирует прибалтийскую государственность.
На смену Прибалтике-"Антироссии" придет что-то качественно иное. С этим иным и стоит активно работать, помогать наполнить дружественным содержанием это иное. А пока – забыть. Забыть – как о государствах, но с обостренным вниманием вспомнить о друзьях России, служителях "русского дела", которые оказались заложниками недружественных прибалтийских юрисдикций.
Мы в России называем этих людей соотечественниками. Но соотечественник – не инструментальное понятие, не прикладное.
Российский соотечественник – сам по себе "диковинный зверь". Формулировка о нем очень размыта. Конечно, интуитивно мы определяем соотечественника влегкую, бессознательно считываем своих, чувствуем – "наш" или "не наш". А вот для российской правовой системы соотечественник – incognito.
Москва заверила российских соотечественников за рубежом в поддержке
Новая редакция российской Конституции в третьем пункте своей 69 статьи обязует защищать соотечественников. Возвращаемся к отправному вопросу этой статьи: как защищать? Воля к этому есть, отсутствует инструментарий: для государственной юридической машины соотечественник – не субъект.
Рецепт – один, и он очевидный: раздать российским соотечественникам (при наличии у них соответствующей воли) российские паспорта. По заявительному принципу. В особом порядке и без бюрократической канители.
Рецепт – не панацея. Но инструментов защиты гражданина России за рубежом больше, чем инструментов защиты российского соотечественника. Начиная от консульского доступа в случае лишения свободы и до вопроса межгосударственного обмена заключенных.
На минуту представим, если бы среди преследуемых в Латвии журналистов был хоть один обладатель "двуглавоорластого" паспорта. Это уже основание для Следственного комитета России возбудить дело в отношении латвийских следователей и прокуроров по 299 статье УК РФ – "привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности". Основание публично предупредить латвийских судей, которым поручено выполнить мерзкий политический заказ, о наличии в российском Уголовном кодексе и 305 статьи – "вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта".
Соразмерная реакция. Может подействовать отрезвляюще. Доказал литовский пример.
В 2018 году СК возбудил уголовное дело против литовских прокуроров и судей за преследование заведомо невиновных россиян по делу о событиях января 1991 года. Далее последовало обвинение за неправосудный приговор, была запущена организация международного розыска.
Литовские судьи перепугались, плакались, просили охрану, защиту у ЕС, опасались риска быть задержанными на территории третьих стран. А возможно-то всякое. Вспомним, как президент соседней Беларуси без колебаний посадил на своей территории борт Ryanair. Суверен способен и не на такое.
Прецедент есть. По его лекалам можно работать на опережение. Предупредить недружелюбных "партнеров", обрисовать им последствия. Инструмент защиты. Тактический инструмент: систему давления в отношении друзей России он не разрушит, но как некоторый элемент сдерживания этого давления – представляется рабочим. Для запуска такого инструмента необходимо условие – российский паспорт.
День балтийского единства: что общего у Латвии, Литвы и Эстонии - кроме русофобии
Операторами выдачи российских паспортов в этой модели, конечно, должны стать диппредставительства на местах. Посольские знают друзей России в странах своей миссии пофамильно. Не ошибутся.
И, конечно, для находящихся под потенциальным ударом со стороны недружелюбных политических режимов соотечественников должен быть развернут план эвакуации. Со всей сопутствующей этому логистикой.
Программа добровольного переселения соотечественников в Россию – хорошая штука. Полезная. Ее эффективность – уже вопрос практики. Но это программа мирного времени. Сегодня друзьям России в Прибалтике объявлена война. Условия требуют иного подхода. Нужна другая программа. Мобилизационная. Эвакуация. "Русский Дюнкерк".
И в основе такой эвакуации – все тот же подход: выдача российских паспортов в особом порядке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции