День балтийского единства: что общего у Латвии, Литвы и Эстонии - кроме русофобии

© Sputnik / Sergey MelkonovПочетный караул с флагами Эстонии, Латвии и Литвы
Почетный караул с флагами Эстонии, Латвии и Литвы - Sputnik Латвия, 1920, 22.09.2021
Подписаться
Вряд ли жители стран Балтии смогут ответить, что сегодня за день: выдуманный праздник не имеет ничего общего с реальностью, в которой Латвию, Литву и Эстонию объединяет только "дружба" против России
РИГА, 22 сен - Sputnik. День балтийского единства, знаменующий годовщину победы ливских племен над немецкими рыцарями, по сути никак не объединяет нынешние Латвию, Литву и Эстонию. Современные страны Балтии роднит только зависимость от европейских субсидий, в остальном они разобщены и способны найти общий язык лишь на почве "дружбы" против России. К такому выводу пришли эксперты в ходе видеоконференции, организованной медиагруппой "Патриот" и Федеральным агентством новостей.
Как отметил латвийский общественный деятель, секретарь Европейского союза политрепрессированных Александр Гапоненко, Латвия, Литва и Эстония сейчас представляют собой три абсолютно разные страны, которые обладают противоречивыми экономическими интересами и не имеют надежных политических связей.

"Балтийское единство как идея возникло в период выхода Прибалтики из состава СССР. В этом Латвия, Литва и Эстония были едины. На протяжении последующих 30 лет страны Балтии выступали единым фронтом только в качестве американских подпевал, но и из этого каждая республика пыталась извлечь собственную выгоду".

Международная конференция по проблемам, рискам и вызовам нацизма в современной Европе - Sputnik Латвия
Александр Гапоненко
латвийский правозащитник
Он отметил, что никаких общих экономических проектов в настоящее время у стран Балтии нет, за исключением строящейся железной дороги Rail Baltica.
"Рокадная магистраль военного назначения предназначена для снабжения войск НАТО в регионе. Не исключено, что после поражения США в Афганистане проект будет свернут, а пока какие-то деньги на нее выделены, и страны пытаются их освоить", - сказал эксперт.
По словам Гапоненко, порты балтийских республик конкурируют друг с другом, и в условиях дефицита российского транзита никакого разговора о сотрудничестве в логистике быть не может.
Этот тезис подтверждает и главный редактор информационного агентства Baltnews Андрей Стариков. По мнению эксперта, зависимость от российского и белорусского транзита и потери от его ухода - то немногое, что в определенной мере объединяет современные страны Балтии.
Вывеска Латвийская железная дорога - Sputnik Латвия, 1920, 06.09.2021
Транзит
Латвия рассорилась с РФ и Беларусью, а грузы ищет на Украине: что предлагает LDz
"Россия меняет транзитную карту в регионе, переводя грузопотоки в Ленинградскую область, и балтийские порты остаются не у дел. Окончательный уход транзита - всего лишь вопрос времени. К примеру, в Латвии около 100 тысяч человек заняты в секторах, которые увязаны с логистической отраслью. В Литве одно из самых успешных предпрятий - Клайпедский порт. С уходом белорусских калийных удобрений его как минимум ждут сложности. Найти альтернативу балтийским портам сложно", - рассказал Стариков.
Еще одну общую зависимость стран Балтии назвал доктор экономических наук, профессор, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич. По его мнению, ни одна из балтийских республик не может обойтись без финансовой поддержки ЕС.

"Система трансформировалась так, что зависимость стран Балтии от европейских дотаций сейчас практически стопроцентная... Хотя уровень жизни в Латвии, Литве и Эстонии весьма высок, но при этом и расходы немаленькие. Так, в Риге пенсионер может получать в целом неплохую пенсию в 400 евро и платить за отопление 250-300".

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич - Sputnik Латвия
Николай Межевич
политический эксперт
В свою очередь, Стариков отметил, что зависимость от денег ЕС делает страны Балтии очень уязвимыми.
"Промышленный потенциал как наследие "советской оккупации" в регионе уничтожен, встроиться в производственные цепочки ЕС и полноценно выйти на европейский рынок Прибалтика не смогла", - указал эксперт.
При этом, по его словам, Латвия, Литва и Эстония продолжат "сидеть" на европейских субсидиях, а Брюссель не перестанет выдавать им деньги до тех пор, пока существует Евросоюз.
"Если этот поток перекрыть, то начнется дезинтеграция самого ЕС. Страны Балтии были присоединены Брюсселем в 2004 году исключительно по политическим мотивам. И как только он перестанет финансировать эту периферию, Евросоюз накроет дезорганизация", - предупредил Стариков.
Эксперт заявил, что если европейские деньги кончатся, то молодое население Латвии, Литвы и Эстонии моментально "рванет" в другие более развитые страны Европы.

"Страны Балтии постоянно ругаются из-за денежных вопросов, и сейчас между ними есть финансовые конфликты. Прибалтов объединяет только "дружба" против России, а сейчас еще и против Беларуси. Однако когда дело касается денег, то дружба дружбой, а табачок врозь".

Андрей Стариков - Sputnik Латвия
Андрей Стариков
главный редактор Baltnews
Эксперт уверен, что День балтийского единства для Латвии, Литвы и Эстонии вовсе не праздник, а декларация о том, чего нет, но чего хотелось бы, - некоей региональной общности. Для этого и была обозначена дата - 22 сентября, однако в сознании населения ее нет.
"Латвия и Эстония имеют к событиям 800-летней давности весьма косвенное отношение. Ливские племена, которые разбили немецких рыцарей, потом организовали то пространство, которое сегодня называется Литвой... Если пройти по улицам балтийских городов и спросить у местных жителей, что сегодня за день, - вероятно, внятно ответить сможет один человек из ста. Это выдуманный праздник", - заключил Стариков.
Вид на Старую Ригу со стороны Пардаугавы - Sputnik Латвия, 1920, 22.09.2021
День балтийского единства - выдуманный праздник
Лента новостей
0