РИГА, 30 окт — Sputnik, Андрей Солопенко. Периодически появляются данные, что больше всего не привитых именно среди русскоязычных жителей Латвии, однако, как оказалось, при изучении официальной латвийской статистики выходит все же несколько иная картина.
Края привитых и непривитых
В начале сентября директор Центра исследований SKDS Арнис Кактиньш опубликовал на своей странице в Facebook интересный график, где согласно опросу 44% населения заявляли, что они являются вакцинированными, 8% говорили, что планируют это сделать в ближайшее время, а еще 14% рассматривали возможность вакцинации, правда, не в ближайшее время.
В свою очередь 14% опрошенных респондентов утверждали, что определенно не собираются вакцинироваться, а еще 17% склонялись к тому, что скорее не будут вакцинироваться.
Кроме того, была предоставлена разбивка ответов в разрезе разговорного языка в семье, по которым среди латышскоговорящих респондентов скорее или определенно не собираются вакцинироваться 29%, а среди русскоязычных – 34%, явно указывая, что во второй группе противников вакцинации все же несколько больше, чем в первой.
Похожие данные недавно предоставило и Центральное статистическое управление, где заявили, что по состоянию на 18 октября текущего года в стране прошли курс полной вакцинации 52% латышей и только лишь 42% представителей других национальностей.
Также ЦСУ опубликовало карту удельного веса вакцинированных по муниципалитетам, где очень сильно выделяется Латгале с довольно низкой долей привитых жителей.
Например, в Резекненском и Риебиньском краях показатель вакцинации не превышает 30%. Чуть больше 30% вакцинированных в Дагдском, Циблском, Зилупском, Вилянском и Лудзенском краях. Тогда как в Краславском и Даугавпилсском краях, и республиканских городах Даугавпилсе и Резекне удельный вес вакцинированных не достигает 40%.
В то же время в других муниципалитетах доля вакцинированного населения заметно выше 40%, а во многих краях севера Видземе этот показатель даже превысил 50%. При этом, как известно, именно в Латгале как раз проживает значительное количество русскоязычных, а во многих муниципалитетах Курземе, Земгале и Видземе, где удельный вес вакцинированных выше, чем в Латгале, преобладают латыши.
Выходит, что именно русскоязычные самоуправления Латгалии вакцинируются меньше, чем преимущественно латышские края.
Кто больший антиваксер?
Однако это совсем не значит, что именно из-за нежелания русскоязычных жителей Латвии идти прививаться, тормозится вакцинация в стране. Ведь согласно той же статистике в 2021 году в республике жили 1 893 223 человека из которых 1 187 891 или 62,7% составляли латыши.
Путем несложных вычислений получается, что оставшиеся 37,3%, или 705 332 человека – это жители других национальностей, которые в основном разговаривают в семье на русском языке.
В связи с этим 48% не вакцинированных латышей – это примерно 570 187 человек, а 58% не вакцинированных русскоязычных – 409 092. Как видно, первых заметно больше, чем вторых, а значит, среди не привитых жителей Латвии именно латыши, а не русскоязычные пока что составляют большинство.
Так что говорить о том, что вакцинация в стране движется медленными темпами только лишь из-за того, что не вакцинируются русскоязычные все же не совсем верно. Значительная часть титульного населения также не является привитой.
Правда, следует отметить, что среди латышей доля привитых выше в возрастной группе от 50 лет и старше. Больше всего привитых оказалось в возрасте от 60 до 69 лет – 66%, и от 50 до 59 лет – 64%, и лишь в группе 70 лет и старше этот показатель составил только 60%.
У других национальностей, наоборот, удельный вес привитых в группе от 70 лет и старше всего 38%. Также невысок он и среди тех, кому 60-69 лет – 49% и лишь 50-59-летние русскоязычные (52%) немного улучшают эту картину.
В связи с этим, если латышские пенсионеры прививаются заметно выше среднего в своей национальной группе, то русскоязычные люди в возрасте по темпам вакцинации сильно отстают от них.
Правительству Латвии, если оно хочет остановить эпидемию, следует направить усилия на то, чтобы мотивировать прививаться пожилых. Ведь для того, чтобы прекратить распространение коронавируса, актуальным остается вопрос вакцинации именно этой группы населения, так как на них вирус влияет куда хуже, чем на молодых.
Достучаться до русских пенсионеров
Интересно, что как раз на эту тему на днях прошла дискуссия в комиссии Сейма по вопросам гражданства, миграции и социальной сплоченности. Политолог Ивета Кажока, представитель центра Providus, предоставила данные социологического исследования, согласно которым, нет такого, что русскоязычные жители Латвии сильнее настроены против вакцинации, по сравнению с латышскоговорящими.
По ее словам, проблема в другом - несмотря на то, что государство делало много всего для информирования населения о вакцинации, до русских пенсионеров эта информация не доходила.
По ее мнению, латвийская интеграционная политика за 30 лет не способствовала попыткам понимания этой группы и на информационные телефоны министерства здравоохранения, пусть там и говорят по-русски, эти люди не звонят.
В то же время она положительно оценила попытки достучаться до этой аудитории через двуязычные плакаты в многоквартирных домах. Также она указала на необходимость персонализированных писем, отметив, что с русскоязычными жителями страны необходимо говорить на их родном языке, и особенно это относится к старшему поколению.
В то же время к идее личных писем на русском языке скептически отнесся директор Центра государственного языка Марис Балтиньш, указав, что это не соответствует закону.
Кроме этого, он заметил, что не стоит преувеличивать незнание русскоязычными пенсионерами латышского языка. По его словам, в 1991 году, когда была возобновлена независимость Латвии, людям, которым сейчас 75 лет, было 45 лет и минимум 15-20 лет они были активны на рынке труда, а значит что-то они могут понять и на латышском языке, или же, если не понимают, обратиться за помощью к своим близким.
Но тех, как подчеркнул Балтиньш, кто автоматически считает все полученные письма на латышском из государственных институций ненавистными, вряд ли получится убедить прививаться.
Однако свое несогласие с таким подходом высказала депутат Сейма от "Для развития/ За!" Криста Баумане. По ее словам, не следует игнорировать людей только потому, что они все должны были выучить государственный язык за время, прошедшее с момента возобновления независимости Латвии.
К сожалению, эта позиция не получила поддержки, а значит, вопрос коммуникации с русскоязычными пенсионерами остается открытым.