На прошлой неделе группа депутатов латвийского Cейма, включая бывшего министра благосостояния Рамону Петравичу, обратилась с вопросами к министерству здравоохранения. Депутатов интересовало: какое количество жителей Латвии, полностью завершивших курс вакцинации, прошли процедуру тестирования на COVID-19 в период с 27 сентября по 10 октября 2021 года?
Вопрос чрезвычайно важный. Центр профилактики и контроля заболеваний (ЦПКЗ) в своих ежедневных отчетах дает соотношение привитых и непривитых латвийцев среди инфицированных коронавирусом. Обычно оно колеблется в районе 1 к 3, то есть привитых примерно в три раза меньше.
Но сама по себе эта информация не имеет смысла. Из нее нельзя извлечь никаких полезных выводов, поскольку неизвестно соотношение привитых и непривитых среди сделавших тест. Поэтому депутаты и обратились к министру здравоохранения Даниэлю Павлютсу.
Отменить сегрегацию
То, что ответил министр, заставляет принципиально иначе взглянуть на все проблемы, связанные с пандемией.
Статистические данные, предоставленные Павлютсом, свидетельствуют: доля тестов, сделанных людьми, завершившими курс вакцинации, составляет около 20%. Иначе говоря, полностью привитые жители страны проходят процедуру тестирования в четыре раза реже, чем непривитые и не завершившие курс вакцинации.
Если вынести за скобки школьников, которых тестируют всем классом (и это считается как бы один тест), то получим соотношение где-то 1 к 3.
Таким образом, все совпало, как в аптеке. Привитых в три раза реже тестируют и среди них в три раза реже обнаруживают заболевших. Что означает: вакцинированные и невакцинированные жители Латвии болеют с одинаковой частотой.
А уж кто кого чаще заражает — наука пока не дает однозначного ответа.
С одной стороны, получены данные, что у непривитых выше вирусная доза, которой они могут "поделиться" с окружающими. С другой стороны, привитые, скажем так, социально раскрепощены. Их не отправляют на изоляцию, им всюду открыт доступ, у них больше контактов. Поэтому они могут являться более эффективными переносчиками инфекции.
Неслучайно латвийские медики добиваются от правительства, чтобы ограничительные меры, принятые в рамках чрезвычайной ситуации, распространялись на всех жителей Латвии, независимо от статуса вакцинации.
Ответ министра здравоохранения подтверждает правоту медиков. Меры по сегрегации (разделению) привитых и непривитых не имеют практического смысла.
Не вакциной единой
Мне гневно возразят: а как же быть с переполненными больницами? Ведь подавляющее большинство попадающих в больницы с коронавирусом — невакцинированные. Из-за их безответственности стране грозит паралич системы здравоохранения!
Ну, во-первых, насчет "подавляющего большинства" я бы поспорил. Латвийская статистика по этому вопросу доверия не вызывает. Почему-то появляется она с задержкой, что вызывает подозрение в подтасовках.
Вот эстонцы дают такую сводку ежедневно. И из нее следует, что с коронавирусом в эстонских больницах непривитых лежит больше, чем привитых. Но не в 100 и не в 10 раз больше, а всего в два раза.
Поэтому утверждение, что именно невакцинированные гробят систему здравоохранения, не соответствует действительности.
Во-вторых, неверно напрямую связывать уровень вакцинации и число госпитализаций. Сколько пациентов оказывается в больнице — зависит от многих причин. В том числе от правильного амбулаторного лечения.
Уже появились препараты, которые можно использовать при амбулаторном лечении COVID-19. Не профилактические вакцины, а именно лекарства против болезни. Недавно Минздрав РФ рекомендовал к применению в России препарат сотровимаб.
Впервые он был широко применен в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), где хорошо себя зарекомендовал при лечении пациентов, у которых заболевание протекало в легкой или средней форме. Богатые арабские шейхи закупили препарат в больших количествах для своих подданных. В числе других стран-покупателей СМИ упоминают Швейцарию и Японию. Тоже весьма практичные нации.
Специалисты пишут, что сотровимаб препятствует переходу болезни в более тяжелую стадию. И тем самым сокращает число госпитализаций, нагрузку на стационары.
Где-то 10–12% попадающих в латвийские больницы с диагнозом COVID-19 – тяжелые. У остальных диагностирована средняя тяжесть заболевания. Может быть, часть из них могла бы лечиться амбулаторно, будь у Латвии высокоэффективные препараты против коронавируса? Так и разгрузили бы больницы.
Но от правительства мы слышим только мантры о спасительной вакцинации. И креативное предложение ввести "комендантский час".